[главная][наше упование][раскол патр. Никона][раздор митр. Корнилия][ересь монаха Алимпия][богослужение][жизнь общины][отдел соц. поддержки][библиотека][фотогалерея][контакты]
скачать файл в формате PDF
МАЛЫЙ СВОД ВЫПИСОК ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ, СОГЛАСНО СВЯТООТЕЧЕСКИМ СВИДЕТЕЛЬСТВАМ, ИСТИНЫ О ТОМ, ЧТО - И ХРИСТОВ, И ЕГО МАТЕРИ-ДЕВЫ МАРИИ, И КАЖДОГО ЕГО СВЯТОГО ОБРАЗ ЯВЛЯЕТСЯ БОГОУГОДНЫМ, СВЯТЫМ, ДОСТОЙНЫМ ПОЧИТАНИЯ, ЕСЛИ И НА БУМАГЕ БУДЕТ ИЗОБРАЖЕН ИЛИ ПРИ ПОСРЕДСТВЕ ИНОГО ВЕЩЕСТВА составил старообрядческий священник Александр Черногор при храме Спасо-Преображения, что в Спас-Клепиках на Рязани - публикация подготовлена древлеправославным издательством Финеесъ.

1. Выписка из свидетельств блаженной памяти Св. Аввакума - Богослова и протоиерея, исповедника и священномученика: Письмо к отцу Ионе:
«А еже вопрошаеши мя о иконном писании: АЩЕ ИНОВЕРЕЦ НАПИШЕТ ПОДОБНО, подобает поклонятися. Но! - не мню новолюбцам правость чинить - святыя иконы писать. Видал я их рукодель: не то испорчено, ино - иное. Похабством вся чинят: и в лицах белость, а не румянство, и в ризах скудость, а инде прибавлена небылица: власы простерты или у святителя, и у преподобного яко у немчина, и у Самого Спаса косы и браду не-подобно пишут; а благословящая рука - Малакса, сиречь оттеня мизинец; и подпись «Иисус». Еще ж и распятие Господне пишут по латиньски, со Креста тело все по длинному древу стаща низу, вверх руками написуют - и ВСЯКОЙ ИКОНЕ НАПИСАННОЙ НЕ-ПОДОБНОЙ КЛАНЯТИСЯ НЕ ПОДОБАЕТ. А ЕЖЕ НА БУМАГЕ, ИЛИ НА ХОЛСТЕ ОБРАЗ СПАСОВ ИЛИ ПРЕЧИСТЫЕ БОГОРОДИЦЫ НАПИСАН ПОДОБНО - ПОДОБАЕТ КЛАНЯТИСЯ. Златоуст Великий пишет, и Дамаскин, и инии Богословцы: «и восколиятелному образу» кланятися повелевают - Христову, и Богородичну, и Святых всех, лише бы подобно вылит: а медному, и сребряному, и на древе резному - и паки подобает! Аще нелепо вылит или вырезан, такому кланятися не подобает. А безчестити и укоряти не подобает же - велеть разумному переделать».
Его же, Богоносного Аввакума Исповедника, напоминание - смотри в его письменных трудах: «Да и мы икон не боготворим, но, первообразное почитающе, поклоняемся!»
2. Выписка из свидетельств Св. Иоанна Дамаскина - Богослова и иерея, инока и исповедника:
«Без всякаго сомнения, часто не имея в уме страдания Господа, увидев изображение распятия Христова, придя к воспоминанию спасительнаго страдания, павши, - поклоняемся, НЕ ВЕЩЕСТВУ, но! - Тому, Кто изображается: подобно тому, как и НЕ ВЕЩЕСТВУ Евангелия, И НЕ ВЕЩЕСТВУ Креста поклоняемся, но! - тому, что чрез это изображается! - Ибо (иначе), чем отличается Крест, не имеющий изображения Господня, от имеющаго? /…/ когда царствовавший в Эдесском городе Авгарь послал живописца, чтобы он нарисовал похожий образ Господа, и когда живописец был не в состоянии по причине сиявшаго блеска Его лица, то Господь Сам, ПРИЛОЖИВ КУСОК МАТЕРИИ к Своему Божественному и животворящему лицу, НАПЕЧАТЛЕЛ НА КУСКЕ МАТЕРИИ Свой образ - и при таких обстоятельствах послал это сильно желавшему Авгарю» (Точное изложение православной веры, кн. 4, гл. 16 (89) «Об иконах», по изд.: СПб., 1894, перевод А.Бронзова; репринт: М., Лодья, 1998 и 2000 гг.).
В той же книге, в главе 11 (84) «О Кресте, где еще и о вере»: «ПОКЛОНЯЕМСЯ ЖЕ мы и образу честнаго и животворящаго Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества - поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но! - образ как символ Христа! Ибо Он, делая Завещание Своим ученикам, говорил: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на Небеси!», разумея Крест! Посему и /…/» Несколько далее: «Поэтому - должно поклоняться знамению Христа! Ибо всякий раз, как (если) где будет знамение, там будет и Сам Он! - Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы то случилось, не должно поклоняться! - И так всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, ОТНОСЯ ПОЧТЕНИЕ К САМОМУ ЕМУ!»
ПРИМЕЧАНИЕ: Выступая против грубых, а точнее - не-Богоугодных форм мнимого почитания икон, перекликающихся с идолопоклонством, и одновременно отметая аргументы обвиняющих православных в заимствовании доктрин о принципах магизма и овеществлении умозрительных категорий Духовного, Св.Иоанн Дамаскин напоминал: «Я не поклоняюсь веществу, но! - Творцу вещества, Соделавшемуся ВЕЩЕСТВОМ ради меня - Соблаговолившему вселиться в вещество и через посредство вещества Соделавшемуся моим Спасением» (Второе защитительное слово против порицающих святые иконы, гл. 14).
ПОДОБНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО: Св. Федор Студит, как Богослов и иерей, инок и Исповедник, договаривает к вышеозначенному следующее: «Оно (Божество) присутствует также в изображении Креста и других Божественных предметов не по единству природы, так как эти предметы не плоть Божественная, но! - по относительному их Божественному причастию, так как они участвуют в благодати и чести». ЗНАМЕНАТЕЛЬНО: еретичествующие иконоборцы исходили изначально из неправильного определения термина «икона», считая, что здесь непременно подразумевается тождество образа и Первообраза - их единосущие друг другу. Однако! - иконопочитатели, оставаясь в Церкви Христовой, имея ум Христов, свидетельствуют на принципиальном различии их. Потому что, а это один из аргументов, категории их бытия различны. «Иное есть изображение: иное то, что изображается» (Св. Иоанн Дамаскин Исповедник). «Икона сходна с архетипом благодаря совершенству искусства подражания, СУЩНОСТЬЮ ЖЕ ОНА ОТ ПЕРВООБРАЗА ОТЛИЧНА. И если бы ни в чем не отличалась от Первообраза, ТО ЭТО БЫЛА БЫ НЕ ИКОНА, а не что иное, как сам архетип» (Св. Никифор Исповедник, патриарх Константинопольский). «Никто не будь столь безумен, чтобы истину и тень ее, архетип и изображение его, причину и следствие мыслить ПО СУЩЕСТВУ ТОЖДЕСТВЕННЫМИ!» (Св. Федор Студит Исповедник).
ВНИМАНИЕ! Не всуе - письменно исповедано преподобным Иоанном Исповедником - и из века в век сохранялось и сохраняется Церковью памятное нам с вами «Второе защитительное слово против порицающих святые иконы», гл. 14. Поскольку повторение - мать учения, выписываю из него еще в большем объеме и, пожалуй, еще в одном, более старом переводе на русский язык: «Я не поклоняюсь веществу - поклоняюсь же Творцу вещества, ради меня сделавшемуся веществом и в веществе положившему Свое жилище, и чрез посредство вещества Соделавшему мое спасение. Ибо Слово плоть бысть - и вселися в ны. А всем ясно, что плоть - вещество и творение. И так, почитаю  вещество, чрез которое  соделалось  мое спасение, и благоговею, и поклоняюсь. Но! - почитаю не как Бога, а как исполненное Божественнаго действия и благодати. Разве не вещество - древо Креста, трижды счастливое и преблаженное? Разве не  вещество - гора, почитаемая и Святая, краниево место? Разве не  вещество - живоносная скала, святой гроб, источник нашего воскресения? Разве не  вещество - чернила, кожи (на которых написаны книги) Евангелий? Разве не вещество - животворящая трапеза, доставляющая хлеб жизни? Разве не вещество - и золото, и серебро, из которых устраиваются и кресты, и святые дискосы, и потиры? Разве не вещество, предпочтительно пред всем этим, тело и кровь моего Господа? Или устрани почитание всего этого и поклонение, или позволяй по церковному преданию и поклонение иконам, ОСВЯЩАЕМЫМ ИМЕНЕМ БОГА И ДРУЗЕЙ БОЖИИХ - И ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ осеняемым благодатию Божественнаго Духа!»
Заключительные слова этой книги следующие: «Замечай, что и закон, и все, сообразное с ним, и все служение, имеющее у нас место, суть рукотворенная Святая, приводящия нас к невещественному Богу ПРИ ПОСРЕДСТВЕ ВЕЩЕСТВА! И закон, и все, сообразное с законом, было некоторым оттенением будущаго образа, то есть имеющаго у нас место служения; а имеющее у нас место служение - образ будущих благ; самыя же вещи - вышний Иеросалим, нематериальный и нерукотвренный, подобно тому как говорит тот же самый Божественный апостол: «Не имамы-бо зде пребывающаго града, но! - грядущаго взыскуем!», каковой есть Вышний Иеросалим, ему же Художник и Содетель Бог! (ср. Евр. 11:10) Ибо все, как сообразное с законом, так и сообразное с нашим служением, произошло ради того (т.е. Вышняго Иеросалима). Самому Богу - слава вовеки! - Аминь!»
3 - А, Б, В, Г, Д, Е). Выписка из свидетельств Св. Феодора Студита - Богослова и иерея, инока и Исповедника:
А). Письмо 84-е, К Иоанну Грамматику (в последующее время он становится иконоборческим патриархом Константинопольским) - Желая удержать его от увлечения иконоборчеством, преподобный Феодор Студит Письмом начинает доброжелательно: «Исповедую благодарность все-Святому Богу /…/» Несколько далее: «Согласно твоим выводам, нет сомнения в том, что всякая икона есть отображение чего то иного, - то есть первообраза. Если же нужно выразиться логически непротиворечиво, икона есть некое отношение; и в этом смысле она и уподобительна, и выразительна, и соответствует первообразу. При этом, иконе Христовой надобно воздавать поклонение не как веществу, но! - как Самому Христу, ибо чествование образа восходит к Первообразу, и действием ума вещество не смешивается с начертанным образом. И Богопочитательное, - как говоришь ты, - поклонение надобно приносить Спасителю Христу, как прежде воплощения, так и после воплощения: как без иконы, так и чрез нее! Этому правому учению никто из здравомыслящих, я думаю, не станет противоречить!» Несколько далее: «Заметь, что у нас, Христиан, одно Богопочитание только одной Святой и Единосущной Троице воздается всею тварью видимою и невидимою. Поэтому и нельзя сказать, что досточтимой иконе Христовой воздается Богопочитание. Одно из двух: или почитание иконы включается в Троическое Богопочитание, что невозможно, так как нельзя делать какого-либо прибавления к Троице (иначе Она окажется четверицею); или, если ее почитание не включается туда, но! - сама по себе икона Богопочитается, то мы допускаем два Богопочитания. В таком случае  -  что иное могут думать о нас язычествующие иконоборцы, как не заключить отсюда, что мы, наряду с Творцом, еще и оказываем сугубое Богопочитание твари, и, таким образом, нисколько не уступаем арианам в нечестии?! - Итак, должно покланяться иконе Христовой, но! - Богопочитание воздавать не ей, а изображенному на ней Христу, как следует из вышесказанного, ибо образ и Первообраз  - два предмета, и различие между ними  - не по лицу, а по сущности!» (Преподобный Феодор Студит, Послания. Книга 2; Москва, 2003 - издано на основе дореволюционного перевода: СПб., 1908, сс. 200-818: «Преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, письма к разным лицам»: «Творения преподобного Феодора»).
Б).
Его же, преподобного отца нашего Феодора Исповедника, Письмо чаду и исповеднику Фаддею: «Как хороши твои письма, чадо мое, возлюбленный Фаддей! Чем же? Тем, что в них - смирение и искренняя вера, и теплая любовь и, что удивительно, безошибочное знание, ибо твой ум, чадо, действительно усвоил истинное учение об иконе Христовой. Держись того, как ты действовал до сих пор и как просветил тебя Христос. Ведь образ Христов, НА КАКОМ БЫ МАТЕРИАЛЕ ОН НИ БЫЛ ЗАПЕЧАТЛЕН, НЕОТДЕЛИМ от Самого Христа, ТАК КАК СОХРАНЯЕТСЯ ВНЕ МАТЕРИИ - в представлении. Поэтому обоим - Христу и Его образу подобает одна и та же честь и поклонение! Поэтому же, отречься от иконы - значит отречься от Христа: как и наоборот - исповедание иконы значит исповедание Христа! И блажен ты, что познал Истину, которую Бог скрыл от премудрых века сего или, правильнее сказать: безумцев, и открыл ее младенцам, то есть подобно тебе - незлобивым. Таков истинный смысл нашего православного иконопочитания - и за него, чада, будем бороться даже до крови, не страшась враждебных сил, и не падая перед ними духом. Я радуюсь твоему рвению, что ты, будучи в темнице, с [величественным достоинством] продолжаешь свое дело! - А мы не удостоились подвергнуться чему-нибудь за Христа: молись, чадо, чтобы и мне вместе с вами Боголепно совершить предлежащий подвиг! Приветствуют тебя твои братья! Господь со духом твоим!» (Письмо 201-е из 2 тома издания: «Преподобный Феодор Студит. Послания», Москва, 2003).
В).
Его же, преподобного отца нашего Феодора Исповедника, Письмо 32-е, К Никите-спафарию - начинается словами: «Добрый брат твой известил меня, что один из наших иерархов оклеветал меня пред тобою, почтенный, будто я Боготворю икону Христову /…/» Несколько далее: «Впрочем, обратимся к обвинению. «Он Боготворит, - говорят, - икону Христову». Отнюдь нет этого в письме моем, возлюбленный, но! - есть то, что иконе Христовой не следует воздавать Богопочитания, - ибо это идолопоклонническая мысль, так как должно воздавать его одной только Святой Троице, - что Поклоняемый во Святой иконе Христос Богопочитается вместе с Отцом и Духом, но! - иконе Христовой нужно поклоняться относительным поклонением, и что, поклоняясь ей, мы поклоняемся Христу: не разделяемому по Лицу, но! - Отличаемому по сущности. Это и справедливо, ибо в образе является первообраз и один в другом, с различием по сущности, как говорит премудрый Дионисий! [Книга о церковной иерархии, гл. 4 / русский перевод: М., 1855.] Как же, когда таково письмо, он напротив клевещет и показывает себя противником Святых? Чего хочет он? Не того ли, чтобы мы, поклоняясь иконе Христовой, исповедали, что поклоняемся другому лицу? О, нелепость! Это значило бы разделять, что - невозможно: ибо ни держава не рассекается, ни Слава не разделяется, как говорит, опять, Василий Великий. Посему, когда поклоняются иконе, то  - поклоняются Христу, Которого она есть подобие, А НЕ ВЕЩЕСТВУ, НА КОТОРОМ НАХОДИТСЯ ПОДОБИЕ: как то же усматривается и на изображении Креста. Кто думает, что он поклоняется веществу, тот младенец, неразумный. Итак, НЕ ВЕЩЕСТВО, НА КОТОРОМ ИКОНА, ПОЧИТАЕТСЯ ПОКЛОНЕНИЕМ, и не другое лицо, кроме изображенного на иконе. В обоих случаях неправильность одинаково нечестива!» (Преподобный Феодор Студит, Послания. Книга 2; Москва, 2003 - издано на основе дореволюционного перевода: СПб., 1908, сс. 200-818: «Преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, письма к разным лицам»: «Творения преподобного Феодора»).
Г).
ПОСЛАНИЕ ИМПЕРАТОРАМ МИХАИЛУ И ФЕОФИЛУ
В лето Господне 823-е - для выражения данного свидетельства нашей веры было делегировано иерею и иноку Феодору Студиту право письменно сказать от лица патриарха и иже с ним православных пастырей, которых император приглашал к состязанию с иконоборцами. Сие свидетельство веры начинается словами: «Боголюбивейшим и благочестивейшим императорам, Божиею милостью августам и самодержцам, оправдание и объяснение от рассеявшихся в разных местах. Имеющим разум известно /…/» Несколько далее: «Ибо содержание образа и Первообраза по личности не разделяется, но по сущности они различны. Премудрый Дионисий говорит: «одно в другом, кроме различия по сущности!» [Книга о церковной иерархии, гл. 4 / русский перевод: М., 1855.] Так и относительно Животворящего Креста никто не скажет, что крестовидный образ есть нечто отличное от его первообраза, кроме различия по существу: пример близкий, и истина беспрекословная. Это первое из упомянутых доказательств. /…/» (Письмо 71-е по изд.: «Преподобный Феодор Студит, Послания». Книга 2; Москва, 2003 - издано на основе дореволюционного перевода: СПб., 1908, сс. 200-818: «Преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, письма к разным лицам»: «Творения преподобного Феодора»).
Д).
Его же, преподобного отца нашего Феодора Исповедника, слово к Иоанну Грамматику - послание 66-е, начинающееся со слов: «Когда я вступил в разговор о досточтимых иконах /…/» (по изд.: «Преподобный Феодор Студит. Послания», книга 2, сс.144-147; М., 2003). Несколько далее - выписка текста слово в слово из более раннего Письма (85-е по изд.: «Преподобный Феодор Студит. Послания», книга 1, часть 2, сс.387-388; М., 2003), адресованного Афанасию-сыну. Сказанное и в том случае, и в этом - имеет прямое отношение к апологии, о которой обнаруживает Православие каждая из выписок данной подборки из Святых отцов. Опять же! - поскольку в большем объеме сказано для немощного в вере, а то и блазнящегося, хотя бы и известного византийского светского учителя Иоанна-Граматика, не случайно же во втором случае содержится на ряду с большим числом свидетельств также и такое напоминание: цитата: «/…/это яснее выражается Божественным Златоустом /…/ «Посему, так как икона относительно представляет самый образ Его, то мы поклоняемся Самому Христу, А НЕ ВЕЩЕСТВУ, искусственно начертанному на иконе!» Третье - и второго Никейского Собора: «И поклоняющийся иконе - поклоняется существу изображенного на ней!»
ПРИМЕЧАНИЕ: Опять же! - из вышеозначенного Письма весьма многое, что из-за краткости данной подборки остается еще не выписанным, тем более - из относящегося  к Богословскому обоснованию вероисповедной позиции Святых отцов в отношении вещества, из которого изготовляются Святые иконы, тем не менее, это же самое свидетельство в подобном тексте мы встречаем (так как «Повторение - мать учения!») при ознакомлении с другим Святым Письмом Святого отца нашего Феодора Студита - Исповедника! - А за это, как говорится на Святой Руси, «Спаси Христос!» Значит - и нам в напоминание имеет место:
Е).
Св. Феодора Студита, Богослова и иерея, инока и Исповедника - к Навкратию-сыну: «Радуюсь о тебе, брат мой Навкратий, что ты стал сыном Радости, то есть пострадал ради Христа!» В этом письме Духовному своему сыну от Духовника Феодора Студита далее - в напоминание: «/…/ и в образе усматривается первообраз, как говорит премудрый Дионисий Ареопагит, то очевидно, что от подражания, то есть от иконы, исходит много пользы и через это подражание возбуждается обильное Духовное созерцание первообраза. Свидетель - сам Божественный Василий, который в одном месте говорит: «Чествование образа восходит к первообразу!» Если же восходит, то - без сомнения! - и нисходит от первообраза к образу. Никто не будет столь безрассуден, чтобы назвать чествование бесполезным или не признать подражание отображением подражаемого, так что «одно находится в другом», по словам Божественного Дионисия! [Книга о церковной иерархии, гл. 4 / русский перевод: М., 1855.] А что может быть полезнее этого и что более способно возводить горе!? - Подлинно, икона есть замена личного созерцания и, употреблю ближайшее сравнение, есть как бы лунный свет В ОТНОШЕНИИ к солнечному. Если же это не так, то какую пользу приносила древним «Скиния Свидетельства», бывшая отображением предметов Небесных? И там, между прочим, были Херувимы Славы, осенявшие очистилище (Исх.25:20), то есть изображения, подобные виду человеческому. Все возводило горе - и способствовало созерцанию служения в духе! При таком предположении напрасно было бы у нас и изображение Креста; напрасно и изображение копья; напрасно и изображение губки! Ибо и это - подражания, хотя и не имеющие вида человека: напрасно и все то, что передано нам, скажу словами Дионисия, в видимых образах, посредством которых, - говорит он, - мы по возможности восходим к Духовным созерцаниям!»
ВНИМАНИЕ! И прочее в этом Письме - весьма важно: и одно поясняет и подтверждает другое, весьма сообразное, свидетельство нашего милостью Христовой православного упования: смотри, поскольку, согласно слову Библии, «вопросившему о Мудрости - Мудрость вменит Ся!», более подробно на стр. 280-291, т.1, ч.2, Письмо 36-е по изд.: «Преподобный Феодор Студит. Послания», книга 1, часть 2, сс.387-388; М., 2003.
4. Из памятных записей в Деяниях Соборов, как свидетельство от уст Святых отцов VII Святого и Вселенского Собора, - определение: здесь же и констатация прещения в отношении уклоняющихся на иные позиции в предметах следующего порядка:
«/.../ сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или не письменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения, так как это согласно с историею евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог-Слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам, потому что такие вещи, которые взаимно друг друга объясняют, без сомнения и доказывают взаимно друг друга. /…/ На таком основании определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались точно так же, как и изображение честного и животворящего Креста, будут ли они сделаны из красок или плиточек (виды смальты, что в технике мозаика: мозаические плитки; а сама бумага в те века еще не была изобретена - прим.свящ.А.Ч.) ИЛИ ИЗ КАКОГО-ЛИБО ДРУГОГО ВЕЩЕСТВА, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться в святых церквах Божиих на священных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Исуса Христа, или непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но! - никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только Божественному естеству! Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освящать их, подобно тому, как делают это и в честь изображения честного и животворящего Креста, святых ангелов и других священных приношений и как, по благочестивому стремлению, делалось это обыкновенно и в древности: потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней. Такое учение содержится у святых отцов наших, то есть в предании кафолической Церкви, которая приняла Евангелие от концов до концов [земли] /.../ Итак, МЫ ОПРЕДЕЛЯЕМ, ЧТОБЫ ОСМЕЛИВАЮЩИЕСЯ ДУМАТЬ ИЛИ УЧИТЬ ИНАЧЕ, или по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено Церкви, будет ли то Евангелие, или изображение Креста, ИЛИ ИКОННАЯ ЖИВОПИСЬ, или святые останки мученика, а равно - (и те, кто) с хитростию и коварно выдумывать что-либо для того, чтобы ниспровергнуть ХОТЯ КАКОЕ-ЛИБО ИЗ НАХОДЯЩИХСЯ В КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ЗАКОННЫХ ПРЕДАНИЙ, и наконец - (и те, кто будет) давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям, - определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы!»
ПРИМЕЧАНИЕ: Иже во Святых отцами нашими во время работы Вселенского Собора, а обо всём этом в Деяниях, нарочито отмечается и об этом: «Не изобретение живописцев производят иконы, а ненарушимый закон и предание Православной церкви; не живописец, а Святые отцы изобретают и предписывают: им принадлежит сочинение, живописцу же - только исполнение!»
ВНИМАНИЕ! Весьма нарочитым образом уточняли некоторые из Богословов: мы чтим Библию (еще пример: Евангелие литургическим чином чтим, когда во время Воскресной Утрени, вслед за прочтением, бывает выносим из олтаря с престола для ответного нашего целования - прим.свящ.А.Ч.), не поклоняясь «естеству кож (т.е. пергамена - аналог бумаги: ведь по-преимуществу из неё в последующие времена, вскоре за открытием производства её вещества, изготовляются листы книг Евангелия и прочих книг! - прим.свящ.А.Ч.) и чернил», но! - Слову Божьему, заключенному в ней, так мы почитаем в иконе не краски и доски, а Того, чей Образ написан этими красками на этой доске: честь, воздаваемая иконе, относится к Первообразу! (Ср. с определением Св.Василия Великого.)
ПРИМЕЧАНИЕ: «В отношении факта вменения в закон Великим Собором Белокриницкой Митрополии ново-учрежденного ими постановления №6 от 24.10.2012, которым выдается за относящееся к области канонического следующая новая норма иконопочитания - цитата: «6. Доклад о бумажных иконах. 6. Члены Великого Освященного Собора приняли к сведению Доклад о бумажных иконах и решили, что бумажные иконы являются НЕКАНОНИЧНЫМИ и моление перед ними НЕДОПУСТИМО!»
А НА ЭТО В ОТВЕТ НЕЛЬЗЯ НЕ ОТКЛИКНУТЬСЯ! - Например, просьбой о следующем: «Епархиальный Собор Московской епархии Древлеправославной Церкви Христовой белокриницкой иерархии обращается с просьбой к Освященному Собору Белокриницкой Митрополии пересмотреть постановление минувшего Великого Собора, которым предписывается верующим определять поклонение как недопустимое, если таковое совершается в молитве перед иконным образом, который по причине его нахождения на бумаге именуется неканоническим, и осуждается как неканонический. /…/» (полный текст нашего Прошения - смотри в постановлениях Собора Московской епархии Древлеправославной Церкви Христовой белокриницкой иерархии).