[главная][наше упование][раскол патр. Никона][раздор митр. Корнилия][ересь монаха Алимпия][богослужение][жизнь общины][отдел соц. поддержки][библиотека][фотогалерея][контакты]
                        ВЫПИСКА
из Постановления Освященного Собора Древлеправославной Церкви Христовой белокриницкой иерархии, состоявшегося в храме Спасо-Преображения, что в г. Спас-Клепики, с 13 по 16 (н.с.26-29) ноября и при храме Сергия Радонежского во Врангеле с 12 по13 (н.с.25-26) декабря 2010 года, с приложением свидетельств веры святых учителей церковных и Вселенских Соборов, подтверждающих и поясняющих пункт ?2.2. настоящего постановления

2.2. Освященный Собор приводит свидетельства веры Святых учителей церковных и Вселенских Соборов о том, что и еретики, и раскольники, и раздорники (т.н. еретики 1-го, 2-го и 3-го чина) пребывают вне Тела Церкви Христовой, и никоим образом не являются Его частью. Мы свидетельствуем об этом, дабы соборный глас чад Христовой Церкви вразумил всех тех, кто неправославно мыслит по этому предмету, да будет им помощь выйти из еретического заблуждения.
СВЯТЫЕ УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:
1. СВЯТОЙ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ:
1.1. «Дерзость и безстыдство арианской ереси, явным образом ОТТОРГШИСЬ ОТ ТЕЛА ЦЕРКВИ, остаются при собственном своем заблуждении и не много вредят нам, потому что для всех очевидно нечестие ариан. А кто облекся «в овчую кожу», показывает наружность приветливую и кроткую, внутренно же терзает нещадно стадо Христово, И «ПОЕЛИКУ ОТ НАС ВЫШЕЛ», удобно сообщает повреждение простодушным, те - тяжки для нас, и от тех трудно остеречься» (Письмо под ? 255 (263), на стр. 328-330 по изд.: «Творения иже во Святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския», т.3 / СПб, 1911).
1.2. «Теперь, если даст Господь,  и захотят терпеливо меня выслушать, надеюсь привести людей сих в Церковь, не подвергаясь укоризне: будто бы сам я отделился к маркеллианам, но - их соделав членами Тела Церкви Христовой! Чтобы это худое нарекание, навлеченное ересью, было уничтожено присоединением их ко мне - и сам я не понес стыда как приложившийся к ним» (Письмо под ?258, указ. изд.).
1.3. Шестоднев-книга, беседа пятая: «И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду; и древо плодовитое, творящее плод по роду, ему же семя его в нем»: «Так называемый куколь, и все другия вносныя семена, какия только примешиваются к употребляемым в пищу и в Писании обыкновенно называются плевелами, происходят не чрез изменение пшеницы, но имеют собственное свое начало - и составляют собственный свой род. Они изображают собою тех, которые искажают учение ГОСПОДНЕ: не изучили Писание, как должно, и повреждены учением лукаваго, но - присоединяются к здравому Телу Церкви, чтобы неприметно сообщить свое повреждение не зараженным. Но! - ГОСПОДЬ и усовершение уверовавших в Него уподобляет возрастанию Семен, говоря (Мрк. 4:26-27): яко (егда) человек вметает семя в землю /…/».
1.4. Стало быть, содержа вышеозначенную веру, Великий Василий отнюдь не как вероотступник свидетельствует о том же и первым правилом: мы цитируем нашу Кормчую: «Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к церкви, яко крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным Крещением [
????????? - Погружением]. Но поелику некоторым в Асии решительно угодно было, ради назидания многих, прияти крещение их [их (!) ?? ????????? - Погружение]: то да будет оно приемлемо».
2. СВЯТОЙ ФЕОДОР СТУДИТ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ:
2.1. «Причастие и общение -- одно и тоже; первое получило свое название от выражения: иметь что-нибудь вместе, а второе от того, что имеющие что-нибудь вместе поступают сообща. - И Святой апостол говорит: «Чаша Благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой?! Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?! -- Один хлеб, и мы многие одно Тело: ибо все причащаемся от одного Хлеба» (1Кор.10:16-17). Вот и здесь Свет Мира (Мф.5:14) показывает, что причащение есть общение; и никто из здравомыслящих не скажет, что причащение не есть общение. Как Божественный Хлеб, Которого причащаются православные, делает всех причащающихся одним Телом, так точно и еретический хлеб, приводя причащающихся его в общение друг с другом, делает их одним телом, противным Христу; и пустословящий - напрасно пустословит!» (Письмо к Никите-игумену, изд.: 2 том Посланий, М., 2003, стр. 53-54).
2.2. два Письма к сыну Навкратию в 1-ом томе, стр.344-345 и стр.135, соответственно, ?63 и 40;
2.3. из «Послания к Иосифу, брату и архиепископу»: том 1, под ?43, стр.146-147;
2.4. из «Послания к Льву-сакелларию»: том 1, под ?129, стр. 471-472;
2.5. Послание к Игнатию, епископу Мелетинскому:  том 2, под ?95, стр.214-215;
2.6. из «Письма куратору Константину»:  т.2, под ?245, стр.374-375;
2.7. из «Послания к игумении»: т.2, под ?256, стр.383: «/…/ ты с немногими другими предпочла пострадать за Христа, но - не вступать с еретиками в общение, отлучающее от Христа. Ибо всякий вступающий в подобное общение, ОТДЕЛЯЕТСЯ от Христа, подобно иуде - и становится соучастником предавших Христа на распятие!!!»
2.8. Послание к Евфимию, еп. Сардийскому: т.2, под ?94, стр.211;
2.9. из Письма к Иоанну-пустныннику, том 1, ?116, стр.444: «Это первая тема письма. Вторая -- о пустыннике Феоктисте. О том, как он отпал из-за некоторых еретических мыслей от Тела Церкви, ты, честнейший, сам знаешь лучше нас. /.../ Теперь брат наш Никанор, придя к нам, известил нас, что этот человек пришел в раскаяние и желает быть единомысленным с Церковью, но говорит, что не получал моего письма и желает получить».
3. СВЯТОЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ:
3.1. «Раз, стало быть, доказано -- хоть и умеренно, но по-моему всё-таки в достаточной степени, насколько было возможно изъяснить в письме! - и по святым Отцам, и по ходу общепринятой мысли, что ни малейшего разделения ни сделать, ни претерпеть, ни привнести число не может, а попросту изъявляет количество, не затрагивая взаимного расположения, каково бы оно ни было, то какое же осталось ещё подозрение в рассечении или разделении у тех, кто восстаёт против святой Церкви Божией - И НАОБУМ ОТСЕКАЕТ СЕБЯ ОТ ОБЩЕГО ТЕЛА?! Меньше они причиняют вреда, чем сами терпят, жалким образом умерщвляясь и губя себя этим ОТДЕЛЕНИЕМ, - и приготовляют себе кару за непристойное поведение ПО ОТНОШЕНИЮ ТЕЛУ ХРИСТОВУ: ибо ради этого отринули правое исповедание благочестивой веры; разве что из опасения, как бы не показаться: рассекающими соединение - примут слияние, и коварством исхитрятся не быть уличёнными в не-благочестивом исповедании» (Письмо 12-е, к кубикуларию Иоанну о правых догматах Церкви Божией и против еретика Севира, по изд.: стр. 143).
3.2. «Полагал я, что вы, воистину твёрдо укрепившись, не отклоняетесь движением души от правого и благочестивого исповедания и надежды непорочной и безошибочной веры Христовой, благоговея перед Божией благодатью, призвавшей вас, и соединившей с живым, невредимым и непорочным Телом святой, соборной и апостольской Церкви, и укрепившей уже разрушавшихся от губительной болезни заблуждения и неведения, и сделавшей вас полезными членами всеобщего Тела Церкви, в которой провозглашается благочестивое, и правое, и истинное, и спасительное могучее учение апостольской веры, охва­тывающее собою всю поднебесную и постоянно присоединяющее недостающее, прибавляя его к уже собранному, и показывающее, что у всех, от края земли до края её, одна душа и один язык духа по единомыслию и единогласию веры, которую Создавший лю­дей Бог-Слово неизреченно принятием плоти, обладающей умной и разумной душой, а не переменой Божества ради людей став во­истину человеком, одним из людей и подобным людям, но, разу­меется, без греха - научил нас, людей, исповедовать и содержать, не отрицая ни одну из Его природ после соединения, или же после вочеловечения - ни Божественную, по которой Он Сам по Себе есть вечно Бог и единосущен Отцу и таковым пребывает, ни человеческую, по которой Он же ради нас воистину стал челове­ком, ибо человеколюбив, и по которой единосущен нам. Ведь Он и не переменился от того, чем был, и всегда будет Богом по природе, и того, чем стал - человеком, по нераздельному соединению с одушевлённой плотью - не изменил природу, ибо всё тот же есть Он и Бог, и человек - не названием одним и именованием будучи Богом и человеком, а действительно и истинно являясь в собственном смысле Богом и человеком, и по истине так имену­ясь. Единством обладает Он от соединения и единственностью по ипостаси, а не по природе, как учат отцы, говоря: «Если обе и од­но, то не природой - схождением» (Григорий Богослов,  Слово XXX: О Богословии, IV), по которому ради нас, ибо человеколюбив, Он по устроению принял сложность, сохраняя без ущерба и после воплощения природную простоту, по которой пре­бывает единоприроден Отцу и единосущен. Ибо не тождественны Божество и человечество. Хоть и сделался человеком Бог-Слово, но человеком сделался умным образом по принятию плоти, соеди­нившейся с Ним нераздельно по ипостаси. Поэтому и Бог -- Он же есть в собственном смысле, и человек, ибо и одно есть, и другим стал, и тем, и другим будучи полностью, не смешиваясь в крайней единственности ипостаси так, чтобы совсем отсутствовал логос различия, но и не разделяясь ненарушенной инаковостью природ, из которых составился, по которой из-за соединения никоим об­разом не уничтожился логос различия. Значит, раз и после соединения сохраняется неслитно разли­чие природ, из которых состоит Христос, нет никакого вов­се рассуждения, как мне кажется, которое могло бы доказать, будто правильно не исповедовать количество частей, природно различ­ных и сохраняющихся во Христе по неразрывному соединению, так как любое различие вместе с собой привносит непременно количество каких-то вещей, в чём-то различающихся между со­бой. Ведь отдельно от количества ни один человек, будь он самым изобретательным и находчивым, никогда не сможет утверждать существование различия,  если только обладает здравым рас­судком, и хоть немного разумеет истину, и, значит, ясно понимает, что-либо в сущностной инаковости каких-то вещей, либо в неоди­наковости каких-то вещей относительно качеств и особенностей состоит любое различие, которое во всяком случае создаётся коли­чеством различающихся вещей, существуют ли они в соединении или же без него. Ведь в вещах, в которых не усматривается во всех отношениях один и тот же логос, присутствует образ количества, а различие - его отличительное свойство. Значит, раз во Христе из-за соединения следует по разуму, как учат отцы, утверждать полную ипостасную единичность, а из-за различия составляющих Христа природ, которые сохраняются во Христе неслитно и не­раздельно и после соединения, логично и пристойно утверждать количество, то ясно, что как не утверждающий, что Христос по ипостасному соединению есть единая воплотившаяся природа Бога-Слова, правильно понимаемая по истолкованию святейшего отца нашего и учителя Кирилла, не верит в совершившееся соеди­нение, так и не исповедующий после соединения две природы, из которых состоит Христос, не может утверждать, что между ними сохраняется различие. Ведь после соединения различие заключа­ется в природной инаковости частей, из которых состоит Хрис­тос, а не в одной качественной неодинаковости безотносительно к природам, лежащим в основании качеств - без них наличие качества самого по себе относится к вещам невозможным, если только мы не желаем ввести пустое, а точнее говоря, ложное и не­действительное различие. Будучи убеждён, что вы держите это исповедание веры в со­гласии с учением отцов, я никогда не затруднялся во все кон­цы писать патриархам и епископам, и начальствующим, и самим благочестивейшим и всемилостивым государям нашим, благода­ря Бога и объявляя всем искреннее обращение ваше и веру во Христа. И никогда не думал я, как уже сказал, что вы так быстро отвратитесь от вашего спасительного призвания. Но раз уж по моим грехам лукавый, изначально обманом втянувший род чело­веческий в погибель и уничтожение, и вас смог соблазнить, чтобы вы предпочли ложь правде и более, нежели Богу и назна­ченному святым блаженству, предались по злому навыку оболь­стителям, умеющим лишь заманивать к смерти, и сумел вернуть вас, по выражению пророка, как собак на собственную блевотину (Притчи,26:11) - приказываю вам, если вы действительно поражены столь неизлечимо и решились до конца отвергать благодать Хрис­тову, отдать дары, которые вы от меня получили, слуге Феопемпту, единственно ради этого посланному мной с письменным приказанием, чтобы у вас не было никакой неясности в этом деле. И ещё: если придёт что на ум благочестивейшим, и хрис­толюбивым, и всемилостивым государям нашим и святейшим патриархам, когда они всё про вас узнают от меня, с Божией помощью явившегося пред лицом их светлости, то я посчитаю, что это надлежит исполнить. Да я ведь и не умолчу о таком зле. Если же, помышляя в уме вашем о страшном судилище Христовом, на котором в присутствии ангелов, и архангелов, и всех ратников небесных воинств, и всей природы человеческой совер­шится - предсказываю вам! - кара за это ваше деяние, вы рас­каетесь и вернётесь к Богу, снова Призывающему вас в благости, то я и мною дарованное вам строение желаю за вами оставить, и не перестану, пока Провидению угодно, чтобы я жил этой временной жизнью, измышлять способы доставлять вам изобильное существование, и не откажусь самим собою выкупить ваши души, если уж того непременно потребуют обстоятельства. И давать-то буду с охотой, ибо к тому призывает меня Бог Своей благодатью - если только вы снова вернёте сами себя Христу-Богу и вашим возвращением вполне исправите отпадение, которым отсекли себя от Его Тела» (Письмо XVIII, «написанное от лица Георгия, преблагословенного наместника Африки, александрийским монахиням, отпавшим от соборной Церкви»).
3.3.
«На это же, полагаю, он [т.е., Закон по библейским книгам - прим. свящ.А.Ч.] мудро указывает посредством символических намеков и, вместе, о проказе, когда он разделил ее на четыре вида: на белую и зеленую, и желтую, и темную, посредством которых показывается разделение относящегося к ярости и похоти на более частные виды. И посредством белого и зеленого похотение показывается разделяемым на удовольствие и печаль: а ярость - посредством желтого и темного - на гнев и сокровенное злодейство лицемерия. Ибо таковы первые роды страстей, на которые они подразделяются, -- как говорят, -- и начальствующие всеми порождениями ярости и похотения, которыми ЕСЛИ НЕДУГУЕТ ДУША, то не может, ДОКОЛЕ ИСПЕЩРЕНА ИМИ, быть сопричислена к удостоенным Божественного ополчения» (с.179, и далее - сс. 330-332).
«Итак, зная, что мы имеем вышеупомянутое влечение к Богу, этот великий учитель [Григорий Богослов - прим. свящ.А.Ч.] увещает всех и призывает посредством своего учения к духовному поеданию Закланного за нас Агнца, и отчетливо и кстати советует нам хранить состав (
????????) Его, -- то есть, Агнца, -- членов ненарушенным и несмешанным, дабы нам не быть осужденными как разорившим и расторгшим стройную гармонию Божественного Тела - и либо дерзко, то есть превыше [личной] возможности, либо нечестиво, то есть вопреки возможности, поедающим плоть Агнца и Слова, но! - чтобы каждый сообразно своей силе и чину, и приходящейся ему благодати Духа причащался бы Божественного Слова сообразно значению каждого члена. Как бы головы причастится тот, кто приобрел веру из недоказуемых начал совершенно свободной от слов о Богословии, «из нея же всё Тело» добродетелей и ведений «счиниваемо» возрастает «возвращением духовным» (Еф.4:16). Ушей же причастится духовно приемлющий Божественные словеса с изучением и ради них становящийся покорным и «послушным Богу до смерти» (Фил.2:8). Глаз же - духовно уразумевающий тварь и непорочно собирающий воедино все сообразные с чувством и умом логосы ко исполнению единой Славы Божией. Груди же - причастится наполнивший сердце свое Богословскими умозрениями, согласно великому евангелисту Иоанну (Ин.13:25; 21:20), и подобно приснотекущему источнику благочестиво изливающий учащимся [у него] содержащий в себе  промысел обо всем логос и тропос. Рук же - подобающим образом причастится ни одно их заповеданных ему дел не-исполнивший небрежно или неаккуратно, но! - имеющий всю энергию своей души готовой и напряженной для деятельности по исполнению Божественных законов. Кишек же - имеющий всю энергию своей души готовой и напряженной для деятельности по исполнению Божественных законов. Кишок же - имеющий всегда плодородие души изобильно изливающимся: и исполняемый Божественными видениями, и стяжавший неугасимое жгучее желание бесстрастного устремления к Божественному совокуплению. Внутренностей же - причастится должным образом тот, кто Тайным изысканием и ведением ума «испытует глубины Божия» (1Кор.2:1о), и исполняется неизреченных Таинств. Дерзнет слово и на нечто большее: нижних частей Слова благоразумно да причастится укрепившийся разумом против вещества и сохраняющий вместе с душой и плоть совершенно неоскверненной, и добродетелями напечатлеет в ней все без исключения Слово, ставшее Плотью (Ин.1:14). Бедер же - причастится имеющий логос покрывающим страстную часть души и совершенно отсекающий от нее движение по направлению к вещественному. Колен же - к лежащим и недугующим верою сострадательно наклоняющийся и подражающий снисхождению Слова к нам. Еще же: и голеней же, и стоп - да причастится имеющий непоколебимыми и непотрясаемыми основания души в том, что относится к вере, добродетели и ведению: и согласно намерению устремляющийся «к почести горняго звания» (Фил.3:14) - и перескакивающий вместе со Словом, и перепрыгивающий через горы неведения и холмы злобы. Но, кто сможет перечислить все замыслы Спасителя нашего Бога о нас, по которым Он соделал Себя Самого ПОДАВАЕМЫМ И ПРИЧАСТВУЕМЫМ СООБРАЗНО КАЖДОМУ?! Ибо, кроме всего этого, Господь имеет еще и пряди волос, и ноздри, и губы, шею же и плечи, и пальцы, и всё, что относится к нашему составу, тропологически говорится о Нём - каковых свойственным образом и с пользой причащаются те, кто к каждому члену приспосабливает обозначаемый посредством каждого члена Духовный логос: так Агнец Божий, согласно Святому сему и великому учителю, «съедается и передается в духовное пищеварение», претворяя Духом ПРИЧАЩАЮЩИХСЯ СООБРАЗНО СЕБЕ САМОМУ: каждого из них возводя И ПЕРЕСТАВЛЯЯ в место духовно-съеденного им члена в порядке Телесной гармонии: чтобы - во всех Логос вещах [элементах как субъектах сущностей] человеколюбиво стал сущностью: (Тот) - Один превыше естества и логоса» (64/V,61 и 219/46 амбигвы из амбигв [т.е., решаемых недоумений] к Иоанну преподобного Максима Исповедника // «О различных недоумениях у Святых Григория и Дионисия (амбигвы)», по изд.: в серии «Библиотека Игнатия» Института философии, теологии и истории // М., 2006, сс. 197 и 328-332).
СВЯТЫЕ ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:
1.
ОТЦЫ I ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:
1.1. Слово это записано сразу после изложения текста Символа веры: «Тех же, кто говорит: «Было время, когда Его не было» и «Прежде, чем родиться, Он не существовал», и «Он был создан из ничего», или кто провозглашает, что Сын Божий - иной субстанции или иной сущности или что [Он создан, или преложим, или] подвержен изменению, кафолическая и апостольская Церковь отлучает от сообщества верных» (др. перевод: «таковых предает анафеме» (зри в материалах Деяний, на стр. 70 по изд.1908/1996 гг.). Впрочем, на тот случай, когда для читателя слово анафема есть пустой звук, и, соответственно, он никак не возможет расслышать должный ответ на свою дилемму о том, что еретики в Церкви или нет, пусть будут рассмотрены также и другие тексты как относящиеся к памяти об этом Соборе, а именно:
1.2. В указанном издании на сс. 15-18, в «Окружном Послании Александра, епископа Александрийского», как в Документе самого начала тому поистине Святому и Вселенскому Собору, отмечается: «Так как кафолическая Церковь составляет единое Тело и по заповеди Божественнаго Писания должна блюсти единение духа в союзе мира (Еф.4:3), то нам надлежит посланиями извещать друг друга о событиях, случающихся у каждого из нас, с тем, чтобы, страждет ли, или радуется один член, могли сострадать ему или сорадоваться и все прочие (1Кор.12:26)». Несколько далее об Арии и его последователях, бывших на момент самого первого времени Раздора, отмечается так: «Глубоко скорбим о погибели их, тем более, что некогда они сами назидали Церковь, А ТЕПЕРЬ ОТПАЛИ ОТ НЕЯ: но - не удивляемся, ибо тоже самое было и с Именеем, и Филлитом (2Тим.2:17-18), а еще прежде - с Иудою, который из последователя сделался предателем Спасителя и отступником». Несколько далее: «Итак, если Господь и Спаситель наш Исус Христос Сам возвестил, а чрез апостола и указал таковых людей, то мы, лично слышавшие нечестивыя речи их, справедливо поступили, когда, как сказано выше, предали их анафеме и объявили отлученными от кафолической Церкви и веры. О сем и извещаем ваше благочестие, возлюбленные и честнейшие сослужители, с тем, чтобы вы не принимали никого из них /…/»
1.3. В указанном издании, на сс. 73-74, в тексте известного VIII канона в отношении наватиан-еретиков, т.н. «второчиных», на случай их отвращения от своих сообществ и, при этом, обращения к Истине и присоединения к нам, кафолической и апостольской Церкви, упомянуто трижды (!) именно о «присоединении»!
1.4. В указанном издании, на сс. 83-84, в Соборном Послании соблюдается нашим благоговением по экклесиологии: «ТЕ, КОТОРЫЕ, ПО БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ И ВАШИМ МОЛИТВАМ, НЕ УВЛЕЧЕНЫ НИ В КАКОЙ РАСКОЛ, А ЖИВУТ В НЕДРЕ КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ...» Этот текст составлен на случай обращения клириков от парасинагоги мелитиан: от еретиков третьечиных - они изобличены характеризующим именованием «секта», что никак не применимо к Телу Церкви Христовой!
1.5. В указанном издании, на стр.79 для тех, кто уклонился в арианство: «Итак, воспримем веру, которую даровал нам Вседержитель Господь -- возвратимся к возлюбленным нашим братьям, от которых удалил нас тот безстыдный служитель диавола; поспешим со всею ревностью к общему Телу и искренним нашим членам: и благоразумие, и вера, и ваша Святость побуждают вас возвратиться к Божественной благодати, когда обличен обман того, который оказался врагом Истины!» И это пишет  Святой равноапостольный Константин Великий - и это с одобрением приемлет тот Вселенский Собор, и адресует на утверждением верующим! И в следующих до Вас Письмах предостерегает, например: «и не отметайте ни одного из никейских речений, но - ведайте, что изглаголали сие триста осмьнадесять отцев по безприкословному согласию и не без внушения Святаго Духа. Присовокупите же к сей вере и то, что не должно Духа Святаго называть тварию и иметь общение с называющими Его так, ЧТОБЫ ЦЕРКОВЬ БОЖИЯ БЫЛА ЧИСТА И НЕ ИМЕЛА В СЕБЕ ПРИМЕШАННЫХ ПЛЕВЕЛ!» (С уведомлением об окончании Собора «Послание императора Константина к Александрийской церкви против Ария»).

2. ОТЦЫ IV ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:
От уст Великого Льва, как напоминаемое к утверждению Истины отцами IV Вселенского Собора: зри по книге его Деяний: «Впрочем, так как мы получили послание любви твоей чрез нашего сына диакона Василия, которое очень нам понравилось пламенем КАФОЛИЧЕСКАГО чувства, то мы прилагаем еще и эту страницу, которая будет весьма согласна с тем письмом, дабы вы единодушно и твердо противостали тем, которые хотят превратить Евангелие Христа: потому что у нас и у вас одно просвещение Святаго Духа, одно учение. Кто не принимает этого учения, тот не член Тела Христова и не может быть прославлен Тою Главою, в Которой не признает своей природы!!! - Какая же польза этому не-благоразумнейшему старцу (Евтихию), под именем ереси несторианской, терзать образ мыслей тех - благочестивейшей веры! - которых он не может растерзать?! Ибо сколь отступил от Истины Несторий /…/» (Послание к Юлиану, епископу Косскому - сие Послание несколько раз и цитируется, и упоминается благодарной похвалой Вселенского Собора - см. стр.19, по изд.: Деяния Вселенских Соборов, репринт 1996 изд. 1908, т.2). А также, например, Письмо «Святаго Халкидонскаго Собора славной Пульхерии-августе об осуждении Диоскора», сс. 298-299; А также - на сс. 28, 38, 47, и др.
3.
ОТЦЫ V ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:
Деяния V Вселенского Собора, указ. изд. сс. 462-474; Собрание Восьмое: «/…/ Если ГОСПОДЬ говорит, что «уже осужден есть!»; и апостол АНАФЕМАТСТВУЕТ (даже!) ангелов, если бы они стали учить кроме того, что мы проповедали, то, каким образом те - которые дерзают на всё! - отваживаются говорить, что это сказано ТОЛЬКО о живых?! - Или они не знают, а лучше, зная - претворяются незнающими, что осуждение анафемы есть не иное что, как ОТЛУЧЕНИЕ ОТ БОГА?! Хотя бы нечестивый и не получил его от кого-либо посредством слова, однако - он произносит на себя АНАФЕМУ самым делом, ОТДЕЛЯЯ самого себя чрез свое нечестие от истинной Жизни!» Несколько далее: «Итак, повторивши всё, что было у нас сделано, снова исповедуем, что принимаем четыре Святые Собора, то есть, Никейский, Константинопольский, Ефесский первый и Халкидонский: и что они определили об одной и той же вере - то мы проповедали и проповедуем! А тех, которые не принимают сего - считаем ЧУЖДЫМИ кафолической Церкви: осуждаем - и анафематствуем вместе со всеми другими еретиками /…/». Несколько далее: «/…/ будем содержать в памяти обетования о Святой Церкви, и Того, Кто сказал, что «врата адова», т.е. смертоносная уста еретиков, «не одолеют Ей» (Мф.16:19); будем помнить также и то, что предсказано о Ней чрез Осию, который говорит: « -- и обручу тя Себе в вере - и увеси Господа!» (Осии,2:2). А необузданные языки еретиков, и их нечестивейшия сочинения - и самих еретиков, которые пребыли в своем нечестии до смерти, сопричислим к отцу лжи - диаволу, и скажем им: «се - вси вы огнь раждизаете, и укрепляете пламень: хОдите светом ОГНЯ ВАШЕГО, и пламенем его разжегосте» (Ис.50:11). При изложении этого было отмечено с благодарностью к разуму Божественного Кирилла следующее - на стр.467: «произнесши правильный и точный суд над лжеучением Нестория, вместе с ним, под условием одинаковаго наказания, осудил и нововведения других, которые после или прежде него, одинаково с ним мысля, дерзнули учить или писать! Да так и следовало: когда один кто-нибудь раз уже осужден за невежественныя нововведения, то осуждение должно относиться не к одному, но ко всякой, так сказать, ереси и хуле, которую составили нововводители против благочестивых догматов Церкви /…/»

БОГУ НАШЕМУ СЛАВА ВСЕГДА: И НЫНЕ, И ПРИСНО, И ВОВЕКИ И ВЕК ВЕКА!
АМИНЬ!