[главная][наше упование][раскол патр. Никона][раздор митр. Корнилия][ересь монаха Алимпия][богослужение][жизнь общины][отдел соц. поддержки][библиотека][фотогалерея][контакты]
Кстати, и на епархиальном съезде Московской епархии 2007 г. вопрос о необходимости наставления приходящих к вере поднимался. Говорилось и о проблемах, которые вызывает отсутствие периода оглашения, когда всех крестят без разбора. Да только до собора этот вопрос так и не донесли. А зачем? Ведь интереснее и безболезненнее решать вопросы о юбилеях и о реставрации Рогожской слободы…
А ведь прямая обязанность соборов решать догматические вопросы, устранять нарушения церковных законов, примирять разногласия между христианами (37-е пр. святых Апостол, 8-е пр. 6 Вселенского собора, 6-е пр. 2-го Вселенского Собора). Но соборы теперь сами нарушают и пренебрегают тем, то, что должны блюсти.
Вот и получается, что в современном РПсЦ «надо этот (и многие другие) обычай официально восстанавливать», а без этого церковные правила для них не указ. Теперь можно «по старинке» обходиться и без периода оглашения перед крещением и без исповедания Веры и без соблюдения церковных правил. Вот такое отношение члена канонической комиссии к нарушению канонов. Куда уж дальше?
Все можно, да не все полезно, о. Вадим, поэтому тебе как члену канонической комиссии вместо пустого (прости Христа ради, не хочу тебя обидеть) прекословия хорошо было бы потрудиться над возможностью разрешения этих вопросов на ближайших соборах. Глядишь, и раскол уврачуется, и христиане пользу душевную получат. А что может быть любезней сего для Господа нашего Исуса Христа? Аще заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей: якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох и пребываю в его любви.
СОБОР. 1.3. На основании всего перечисленного, по примеру и заветам Святых Отцов, мы заявляем о вероотступничестве РПсЦ, считаем это церковным раздором (ересью 3-го чина) и разрываем с ней каноническое общение, не желая участвовать в беззакониях и погибели человеческих душ.
О. ВАДИМ. Раздором, то есть самочинным сборищем, по 1 правилу св. Василия Великого, называются «собрания, составляемые непокорными презвитерами или епископами и ненаученным народом. Например, аще кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам: а сам удержав за собой предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив кафолическую церковь: сие есть самочинное сборище». Под это определение подходит новосозданная «ДЦХ».
ВОЗРАЖЕНИЕ. Приведенное выше правило подтверждает каноничность решения собора Древлеправославной Церкви Христовой. Действительно, кто же, как не РПсЦ сегодня является раздорником? Ведь посмотри, на соборе, быв обличены во грехе (а именно, в дружестве с еретиками на церковном уровне), администрация митрополии во главе с митрополитом, не принесла должного покаяния (свидетельством покаяния служило бы проклятие ересей, в которых их обвиняли, как этого требуют церковные правила (например, 2-е пр. 6 Вселенского Собора). Напротив, митрополит и его последователи не покорились правилам. И используя преимущества своей власти, и устроили гонение на ревнителей чистоты Веры, которым просто не давали выступать, перебивали, оскорбляли и в конечном итоге, как уже говорилось выше, обвинили в клевете, хотя ни одно из предъявленных обвинений по существу опровергнуто не было. Далее митрополит сам, удержал за собой предстояние и священнослужение, хотя уже и был удален от священнослужения Православной Церковью за отступление от Веры. Отказавшись анафематствовать еретиков, сам стал под анафемой (1-е пр. 2 Вселенского Собора, 2-е пр. 6-го Вселенского Собора). А стало быть, оставил кафолическую церковь, ибо еретики не находятся в лоне Церкви, но своими лживыми мнениями удаляются от нее. Вслед за ним отступили и другие, а именно большинство соборян, поддержав безчестие своего владыки. Почему и составили собрание, составляемое непокорными церковным канонам, т.е. Церкви, презвитерами, епископами и ненаученным народом. Что, как справедливо говорит св. Василий Великий, и является самочинным сборищем или раздором. Ибо, какое может быть смешение света с тьмой, или Христа с лукавым.
СОБОР. 2.3. Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии, является канонической правопреемницей Русской Православной старообрядческой Церкви (РПсЦ), и руководствуется всей полнотой православного Священного Писания и Предания, уложениями Вселенских и поместных Соборов, правилами святых Отцов и решениями предшествующих Освященных Соборов по 2006 год включительно.
О. ВАДИМ. Ниже, в пп.7.2.и 7.3, участники данного собрание пишут, что не признают и «отменят» некоторые соборные решения 2006 и 2002 годов, а в п.7.1 вообще пишут, что будут перепроверять заново все решения прежних соборов на предмет их правильности и «исполняемости».
ВОЗРАЖЕНИЕ. И это справедливо, учитывая порочную практику проведения соборов РПсЦ, на которых, как правило, те или иные решения принимаются не в соответствии с церковными канонами, а простым большинством голосов делегатов собора. Как получилось, например, с решениями собора 2006 г. относительно Белокриницкой митрополии, или решениями собора 2007 г. относительно митрополита Корнилия, священноинока Симеона, епископа Силуана и т.п.
СОБОР. 4. О кандидатах в архиереи.
4.1. Подтвердить избрание Ванчева Александра Ивановича кандидатом в епископы на Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока епархию Дрелеправославной Церкви Христовой и призвать его выразить христианское послушание Голосу Церкви.
4.2. Обязать епископа Германа совершить поставление Александра Ванчева в епископский сан на Рожество Христово 2008 года.
О. ВАДИМ. Апостольское 1 правило предусматривает рукоположение 2 или 3 епископами; если участники данного собрания признают Белокриницкую Митрополию в г. Браила православной, а не «еретической», то обязаны просить ее епископов согласиться со своим решением и участвовать в рукоположении; таким образом, данный пункт, обязывающий епископа Германа совершить единоличное рукоположение, абсолютно антиканоничен.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Такую же необоснованную претензию в свое время выставляли никониане Белокриницкой иерархии. Но, как известно, в трудные для Церкви времена бывают и некоторые послабления правилам, которые не являются их нарушением. Нередки были случаи в истории Церкви, когда православные епископы единолично рукополагали епископов. Учитывая трудность ситуации сегодняшнего времени, когда из всех епископов РПсЦ только епископ Герман открыто встал на защиту Православной Веры.
Хорошо разобран этот вопрос в труде епископа Арсения Уральского «Истинность старообрядствующей иерархии противу возводимых на нее обвинений» перечисленные факты и доводы, из которого, подтверждают каноничность единоличного рукоположения.
«Каждый православный епископ есть вселенский епископ, и как таковаго рукополагают не два, три и так далее епископов, а епископство православного вселенства. Всеконечно на посвящение каждого из них не могут существительно стекаться епископы от всех стран света, но подразумевается, что все они свое полномощие и свою обязанность духовно участвовать при каждом епископом рукоположении, через старейших передают епископам ближайшим к той епархии, которая вдовствует, на сих возлагая ответсвенность пред всем вселенством за честность выбора. Таким образом, каждый епископ, становясь епископов ввереннаго ему града, вместе с сим становится епископом вселенским, приемником апостольства и свидетелем Христа, и как за него при рукоположении ручалось все вселенское епископство, так и он обещается всему вселенству быть подлинным и ревнительным членом вселенства, то есть попечений о не прикосновенности Христовой истины не ограничивать ближайше-вверенным ему городом, а заботы свои простирать на всю вселенную. Сие же, всеконечно, надлежит не ко временам мира Церкви и церквей, а ко временам обуреваний.
В этом то качестве вселенских епископов и апостолов подвизались архиереи Божии Афанасий Великий, Евсевий Самосатский, Автоном Италийский и многие другие. Так в Прологе под 23-м марта, некий из епископов поставил презвитером преподобномученика Никона, а через три лета и епископом, для ста девятидесяти пустынных иноков. Под 9-м апреля, епископ Илиодор един постави Дисана презвитера. Под 15-м декабря, святый Стефан Сурожский един клирика своего постави в наместника своей архиепископии. Святый Иоанн Златоустый в Куксе, место его изгнания, един рукополагал епископов (Маргарит, Житие его, л. 158 об.). Сидерий епископ палебисцинский рукоположен был одним епископом, и Афанасий Великий, не только подтвердил рукоположение, но и возвел его в митрополита птолемаидскаго (Памятники древней Христианской Церкви, т. 1, с. 88). И в более близкое к нам время, Мелетий патриарх александрийский Гедеона Львовскаго, оставшагося единственным епископом в Малороссии, уполномочил единолично, при участии только нисшаго духовенства и граждан, поставить для нея митрополита и епископов (Книга Кирилова, л.487).
Одного из таковых, Евтафия архиепископа антиохийскаго, восхваляя Иоанн Златоустый за то, что во время обуреваний Церкви, он не ограничился попечением об одной Антиохийской церкви, а сам, посещая все места и посылая избранных, воодушевлял всех, говорит: Он Был хорошо научен благодатию Духа, что предстоятель должен заботиться не о той одной церкви, которая вверена ему Духом, но и о всей Церкви по Вселенной (Слова и беседы на разные случаи, т.1, с. 65).
Так точно и митрополит Амвросий не во времена мира вошел в пределы старообрядчества, а во времена тягчайших обуреваний, когда по всей России разрушались и запечатывались олтари Господни, и, за крайним оскудением совершателей таинств, староправославный народ дичал и вырождался в безпоповство. Стало быть, присоединившись к старообрядчеству и затем один рукоположив себе наместника, Амвросий Церковь нашу утвердил, навсегда низложив насилие, надеявшееся недозволением священства искоренить Ея. И сие повторить вынуждаемся, что правила Церкви не на разорение, а на созидание Ея суть установлены. И ежели что было установлено на времена мира на созидание, во времена обуреваний может служить к разорению, то сие никак не должно быть приводимо во исполнение, иначе духом и смыслом было бы пожертвовано букве.
К сим убо не буквы и писмене рачителем, а, по апостолу, духа служителем достойно есть сопричислить и митрополита Амвросия, разсуждая тяжкие лишения, постигшыя старообрядство во дни императора Николая. И не сего точию Амвросия, а весь светлый сонм поименованных служителей духа защищая против наших наветников, приведем несколько правил духа и жизни на случаи подобных лишений.
От 37 правила Шестаго Вселенскаго Собора: Нуждою времени и препятствиями в соблюдении точности (правил) не должны стесняемы быти пределы управления (Правило полнаго перевода).
В толковании Аристина: Нужда бо времени на пакость тому не будет, якоже епископства его уничтожити сан.
Феодор Студит: Во время ереси по необходимости не все бывает непременно по правилам, установленным во время мира (письма его, ч. 2, с. 554).
Никон Черныя Горы: … добре убо рекоша святи отцы, яко и доброе не в свое время приемлемо, на злое происходит, не от своего естества, но от нерзсуждения приемлющих е, внимаем убо опасно, да коеждо писание примет… время свое, а не безвременье (Никон Черныя Горы, слово 2)….
Геннадий Схоларий, патриарх константинопольский (время взятия сего града турками), в ответе к синаитам говорит: «Уверяем вас о Господе, что кто в наше время требует строго соблюдения всех обычаев и уставов Церкви, как это было во время свободы христианства, тот есть враг христианства, и налагает бремя на безсильных: а кто прощает малое, да сохранит целое, тот имеет дух апостольский» (Летопись церковных событий архимандрита Арсения, лето 1460)».
Скажем и мы за еп. Арсением Уральским нашим современным порицателям, что мы должны быть, не только свободны от нелепых нападок за якобы антиканоничные деяния, но напротив сами порицатели наши «подлежат предосуждению наравне с врагами христианства».
СОБОР. 7. О правомочности ряда решений прежде бывших Освященных Соборов РПсЦ.
7.1. Поручить Духовному Совету Древлеправославной Церкви Христовой создание комиссии по рассмотрению каноничности и исполняемости решений прежде бывших Соборов Древлеправославной Церкви Христовой и Русской Православной Старообрядческой Церкви.
О. ВАДИМ. Этот пункт полностью противоречит п.2.3., которым участники данного собрания объявляют, что основываются на решениях прежде бывших Соборов РПсЦ.
ВОЗРАЖЕНИЕ. О. Вадим весьма высокого мнения о прежде бывших соборах РПсЦ, но нигде не говорилось, что Церковь Христова должна руководствоваться только их решениями, это не православно. Потому что основными законами православной жизни являются: Священное Писание и Предание, решения Вселенских и Поместных Соборов, правила и учение святых Отец, которые засвидетельствованы и приняты Церковью, как незыблемые догматы. Решения всех последующих соборов, в т. ч. и предыдущих Освященных соборов РПсЦ могут приниматься только при соответствии вышеуказанным канонам и это вполне канонично, как видим из истории Церкви. Например, тот же упоминаемый нами случай с карфагенским собором при священомученике Киприане, когда решения собора были в целом приняты и подтверждены, а ошибочное мнение о перекрещивании еретиков было упразднено.
Учитывая, что за последние годы на соборах РПсЦ принято много несуразностей, начиная от Устава РПсЦ и кончая оправданием ереси митрополита Корнилия, возникла настоятельная потребность в рассмотрении и оценке решений прежде бывших соборов РПсЦ на предмет их соответствия церковным канонам.
СОБОР. 8. Об экуменизме и толерантности.
8.1. Признать Экуменизм - неправославным, противоречащим святоотеческому Преданию учением, касающимся вопросов канонических границ Церкви и спасительности инославных сообществ, которое проявляется:
- в проповеди спасительности всех или нескольких религий;
О. ВАДИМ. Неверно; экуменизм провозглашает равноспасительность всех христианских деноминаций, а не только нескольких.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Невнимательное прочтение привело к такому поспешному замечанию. Посмотри еще раз: проявляется в проповеди спасительности всех или нескольких религий.
ДАЛЕЕ СОБОР. - в представлениях о наличии полноты истины Христовой в разных вероисповеданиях, отказе именовать еретиков еретиками и применять к ним необходимые канонические нормы;
О. ВАДИМ. Экуменизм не признает вообще церковных правил.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Перечисленные отступления как раз и свидетельствуют о непризнании Церкви, а стало быть, и Ее правил.
ДАЛЕЕ СОБОР. - в обосновании религиозных разделений причинами не вероисповедными, а историческими обстоятельствами, культурными и политическими особенностями и допущением возможности светских путей уврачевания религиозных разделений;
О. ВАДИМ. Действительно, новое разделение вызвано скорее не вероисповедными, а другими причинами; вообще этот пункт не соответствует реальному учению экуменистов.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Как раз, о. Вадим, даже очень соответствует. Такое учение, например, открыто исповедует экуменист Симеон Дурасов. Это же учение делом проповедует убежденный экуменист м. Корнилий. На сегодня РПсЦ соборным большинством оправдывает обоих (пп. 4.1. и 9.1. соборных деяний РПсЦ 2007г.), а значит, разделяет это учение, хотя на словах и отметает (см. п. 2.3. все тех же деяний). Именно такая двойственность в исповедании веры в современном РПсЦ (отвергать экуменизм как ересь, но в тоже время оправдывать его адептов) и явилась основной причиной возникшего церковного разделения.
ДАЛЕЕ СОБОР. - в представлениях о равночестности и равноспасительности таинств и священнодействий, совершаемых Святой Церковью, новым, искаженным обрядам и священнодействиям еретиков;
О. ВАДИМ. Экуменисты вообще безразлично относятся и к обрядам, и к их отсутствию.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Экуменисты проповедуют единство в многообразии форм.
ДАЛЕЕ СОБОР. - в допущении или оправдании молитвенных, литургических и других действий совместно с инославными и нехристианами, оправдании участия христиан в таинствах и молитвах еретиков;
О. ВАДИМ. Экуменисты не оправдывают, а пропагандируют и насаждают совместные моления представителей разных религий.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Непонятно, в чем противоречие?
ДАЛЕЕ СОБОР. - в учении об апостольском преемстве, которое, якобы, состоит исключительно в рукоположении, предполагающем, что это является главным отличительным признаком церковности, а также в том, что ереси второго и третьего чина, якобы, не вполне лишены спасительной благодати;
О. ВАДИМ. Экуменисты вообще никакого значения не придают апостольскому преемству хиротонии.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Нет, о. Вадим, экуменисты используют до времени учение об «апостольском преемстве» как некий крючок для уловления относящих себя к христианам.
ДАЛЕЕ СОБОР. - представлением, что обыкновенное неразборчивое общение на церковном уровне, якобы, не является законопреступным.
О. ВАДИМ. Экуменисты выступают за всеобщее и полное молитвенное общение представителей всех христианских конфессий, не говоря уже о простом житейском общении.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Об этом уже упоминалось выше, читай внимательнее, о. Вадим.
СОБОР. 8.4. Считать религиозную Толерантность одной из форм проявления экуменизма, заключающейся в преступной терпимости по отношению к проповеди неверия, иноверия, секуляризации (обмирщения) и различных еретических заблуждений.
О. ВАДИМ. На самом же деле толерантностью принято называть терпимость, то есть мирное сосуществование с инакомыслящими; Св. Иосиф Волоцкий проповедует в книге «Просветитель»: если еретики не вовлекают в свою ересь православных, то с ними надо мирно сосуществовать.
ВОЗРАЖЕНИЕ. В соответствии со сказанным прп. Иосифом Волоцким в его «Просветителе» об отношении к еретикам, терпимость к ним, когда они проповедуют неверие, иноверие, секуляризацию (обмирщение) и различные еретические заблуждения, является преступной.
В целом же, все «придирки» о. Вадима по пункту об экуменизме настолько несущественны и необоснованны, что не ясен смысл их написания. Может быть, автору хотелось просто повредничать? Интересно, что когда собор РПсЦ принимал весьма куцее определение по экуменизму, вышеназванный отец молчал. Не секрет, что поднятие вопроса по экуменизму на соборном уровне не входило в планы администрации митрополии. Если бы не Открытые письма христиан, возмущенных экуменической деятельностью нынешнего священноначалия РПсЦ, вопрос бы этот вообще не всплыл на соборе - его бы просто замяли, как это уже было на соборе 2006 г. в Белой Кринице.
Итак, разобрав и последовательно ответив на все недоумения о. Вадима, очередной раз убеждаемся в его излишней предвзятости и самонадеянности. Вместо канонической оценки произошедшего на соборе РПсЦ церковного раздора и скорейшего его уврачевания, защитники «чести» м. Корнилия вбивают все больший и больший клин в отношениях со своими недавними братьями. Это не может не огорчать искренне переживающих за единство Церкви. Потому что, как в свое время говорил благочестивый император Иоанн Кантакузин:
«Ни одна дружба, ни одно самое полное соединение не может сравниться с Духовным единением и любовью Церкви. Да что я говорю о многих?! Даже отдельный человек, даже индивидуум не может сам по себе быть цельным и единым так, как Духовный человек, т. е. вся Церковь, ибо именно Церковь есть Тело Господне, Голова коего - Христос.
И поэтому тот, кто хочет расколоть Церковь, раскалывает само Тело Господне и сам есть распявший Господа и проткнувший бок Его копием. Я того в первую очередь приравниваю к распявшему Его, кто вызвал этот нынешний раскол. Но я сказал бы, что тот, кто может соединить Церковь, но не сделал этого либо из-за собственного пристрастия, либо по какой бы то ни было причине, не лучше первого, и что про этого человека можно сказать, что даже кровавый мученический венец не освободить его от кары; ведь на моей стороне сказавший: Если страдает кто, не венчается, если не законно страдать будет» (из беседы прп. царя и инока Иоанна Кантакузина с папским легатом Павлом).
Со своей стороны мы постарались показать те отступления митрополита Корнилия и его последователей, которые привели Церковь к расколу. Надеемся, что у митрополита хватит благоразумия, найти в себе мужество, и искренне раскаявшись в содеянных прегрешениях (в том числе и через проклятие еретиков) оставить путь раздорничества, и вернуться на тот единственный Путь спасения, который нам указан Господом нашим Исусом Христом - путь следования Его заповедям.
Игорь Важенин,  март 2008 г.


Иже во Святых отца нашего Мефодия, архиепископа Константинопольского, Исповедника, Слово о святых иконах в день Воскресный, в который совершается соборное литургическое Воспоминание Торжества Православия

Благослови, владыко!
И на это в ответ, предстоящий литургическому собранию о Христе верных, сказывает возглас: «За молитв иже во Святых отца нашего Мефодия-Исповедника, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас! - И в ответном: «Аминь!», чтец Православия, согласно целям и задачам сего пред Богом воспоминания в Церкви верных, напоминая сказанное отцом нашим в первые собрания сего празднования верных, во всеуслышание гласно читает:

«Верую во единого Бога - Отца, Вседержителя, Творца Неба и земли, всего видимого и невидимого; и - во единого Господа Исуса Христа, Сына Божия, Единородного, иже от Отца Рожденного прежде всех веков; и - во все-Святого Духа, Святого и Господа, со-Поклоняемого и со-Прославляемого вместе с Отцом и Сыном, Которым все освящается: во Святую Троицу Нераздельную, Неизреченную и Неописуемую: Святую Троицу - Всепревосходящую и Вседетельную, равно-Божественную и Единомощную, Тождественную по воле и намерению, Тождественносущную и Единосущную, со-Вечную и со-Безначальную. Единоначалие триипостасное - (и) в Боге-Сыне, Порождении, и в Боге-Духе, Содержащем и Животворящем всё, ибо Дух всегда с Отцом и Сыном: ведь Они никогда не отделялись один от другого! Ибо Отец был всегда, и был вместе с Сыном. И Сын был вместе с Ними Обоими, Отцом и Духом! - Так поклоняюсь и славлю Нераздельную Святую Троицу, в трех Ипостасях одно Божество!
Подобно - и Святую Богородицу исповедую Святейшей херувимов и серафимов, Высшей всех тварей: и пре-Высшей Небес как во плоти Родившую одного из Святой Троицы - Христа, Бога нашего, ради нас Сошедшего к нам и Воплотившегося для нашего спасения!
Также - и Святых Его подвижников чту и славлю, и поклоняюсь им, и почитаю их: Святому Иоанну Предотече и Крестителю, и бывшим до него пророкам, и после него - всехвальным апостолам и Святым и добро-победным мученикам, и всем Святым - поклоняюсь же, почитаю их и молю о предстательстве их. Ибо через них мы все спасаемся, потому что желание боящихся Его исполняет Бог!
(Пс.144:19) Я же и честным останкам их поклоняюсь и почитаю их: ибо многие тела Святых мучеников источали миро и исцеления, и многие болезни были через них излечены. Почитаю я, поклоняюсь и лобызаю и честные их и Священные иконы: не как богов, но! - как сокращенное описание, изъяснение и напоминание их страданий! Ибо иконы не суть только начертание тела и указание на него, но! - и страдания тела. Ибо за страдания, которые они претерпели ради Христа, Бога нашего, их ублажают, чтут и поклоняются им. Ведь если бы они не претерпели этого ради Христа, то мы не имели бы нужды изображать их в книгах и церквах. Потому что многие в домах своих делают изображения людей: то родители - своих детей, то дети - родителей, из-за любви и связи, которая была между ними, и чтобы не забыть их, так что и целуют их! Но! - не как богов, а ради памяти и любви к ним! Вот так следует думать и об иконах Святых! Что они написаны в церквах и книгах для напоминания и нашей любви, и для исправления нашей жизни; а, вместе, - и ради язычников, приходящих к вере во Христа Исуса: для показания доброго им свидетельства! И если те из-за плотской любви к своим детям начертывают изображения для напоминания о них, то гораздо более должны мы писать иконы Святых со страданиями их, проливших кровь из любви ко Христу!
Почему ты называешь меня идолопоклонником?! - Ибо скажи мне, чьему идолу я поклоняюсь - Аполлона, а вернее губителя? Или иконе Господа нашего Исуса Христа?! - Научающей меня Его во плоти домостроительству! Скажи мне, чьему идолу я поклоняюсь - Артемиды, или иконе все-Святой непорочной владычицы нашей Богородицы и присно-Девы Марии, матери Господа нашего Исуса Христа?! Чьему идолу я поклоняюсь - Зевса, или иконе Святого Иоанна Предотечи и Крестителя?! Чьему идолу я поклоняюсь - Зевса и Геракла, или - Святых апостолов, и мучеников, и всех Святых, от века угодивших Богу?! - И кто смеет назвать идолослужением прекрасное это изъяснение?! - И порицать страдания Христовы и Святых Его, и передавших нам Святую Церковь Божию! Ибо так украшенной мы приняли Ее от отцов: как и Божественные Писания учат нас о Христове во плоти Домостроительстве, о Его к нам ради нас сошествии, о Благовещении Гаврииловом к Деве, о Рождестве, о вертепе, о яслях, о повивальной бабке и пеленках, о звезде и волхвах, о Крещении, об Иордане и Иоанне, касающемся головы Его, и о Духе Святом - Свыше в виде Голубя!
Обратимся и к страданиям Его - и увидим: детей с вайями, умывальницу и полотенце, лобзание Иуды, суд иудеев, приговор Пилата; и прочее: Воскресение, радование мiра: как Христос попирает ад и восставляет Адама; подобно - и Вознесение! Обратимся и к чудесам Его: прозрению слепого, укреплению расслабленного, прикосновению кровоточивой к краю одежды, которая первая и сделала образ Христа из меди; подобно - и к иконам Святых с мучительными орудиями и судилищами, которые они претерпели за Христа-Бога нашего!
Как можем мы назвать идолослужением такое прекрасное изъяснение, и полезное начертание?! - Ибо оно есть сокращенное и доброе писание, как и Божественный отец наш Златоуст сказал: «Я люблю и живопись на воске, как исполненную благочестия». И Святой Василий, Великий отец наш, восхваляя Святых сорок, говорит: «Потому что и писатели и живописцы, одни - украшая речью, а другие изображая на досках: те и другие поощряли многих к мужеству». Ведь и писатель написал Евангелие, и то, что описал в Евангелии - всё во плоти Домостроительство и мучения Святых передал Церкви. Подобно - и живописец начертал всё Домостроительство Господа нашего Исуса Христа и истязания Святых: и также передал Церкви. Так что оба преподают нам одно наставление! - Почему же книгу вы уважаете, а картину порицаете, скажи мне? Какое различие между ними, когда обе благовествуют одно изъяснение?! - Но! - одной поклоняются, а другую уничижают?! - О, несчастье! - Кто не осмеёт такого суждения?! Кто не возгнушается такого учения: что оба представляют одно писание, но! - тому поклоняются, а другое уничижают?! - Ты видел знание, а вернее невежество? Поистине, если хорошо поразмыслить, человече, то это доброе и благодетельное изображение есть истолкование и изъяснение Евангелия!

Потому что то, что Евангелие излагает словесно, икона показывает предметно!

Почему же одному поклоняются, а другое уничижают?! Чем отличается пергамен от штукатурки?! - Не оба ли, как материал, приспособляются к одному производству! Чем отличаются чернила от сурика и прочих красок?! - Не приготовляются ли те и другие из многих веществ, и таким образом служат на пользу пишущим! Итак, скажи мне: «Чему ты поклоняешься в книге Евангельской, веществу или изложению Христова во плоти Домостроительства? - Так же и я не доску чту, не стену и не вещество красок, а образ тела Его и изъяснение Христова Домостроительства, как и отец наш Златоуст говорит в «Беседе на умовение ног»: «Когда изображения и отличия царские вносятся в город, то выходят им навстречу сановники и толпы народа с приветствием и благоговением, не доске воздавая честь: не восковой живописи, но! - изображению царя: и ради изображения полагается воздавать такую честь и поклонение, когда нет там царя!» О, несчастье! Изображение земного царя со страхом чествуется и прославляется, а - Христово уничижается... О, прельщение христиан! Увы, суждению и учению отцов! Кто не осмеёт такого нечестивого мнения?! Потому что если найдется человек, бесчестящий изображение царя, разве не подлежит он смертной казни?! - Ибо бесчестящий изображение царя - бесчестит самого царя! Так как «честь образа, -- по выражению Великого Василия, -- переходит на первообраз»: подобно - и бесчестие! Так надлежит мыслить и относительно Царя Небесного: что бесчестящий икону Его наносит оскорбление Первообразу Христову! Но! - ты скажешь мне, что Бог - Неописуем и Непознаваем, Бесстрастен и Непостижим... Но! - описуема плоть, которую Он принял - и с претерпеваниями которой был Видим на земле! - Значит, ты отделяешь плоть от Божества?! - Да не будет! - Ибо они никогда не отделялись друг от друга: ни во чреве Матери, ни при Крещении, ни на Кресте, ни во аде... Но! - ты скажешь мне: «Если никогда не отделялись, как же ты описываешь только плоть?» Ответь мне и ты: «Кто сосал молоко из сосцов Матери?» - Не плоть ли? Все это испытывала плоть: а ведь Божества «претерпевание» не коснулось! И кто дерзает (такое!) говорить или спорить о Божестве - и погубить душу свою, как многие еретики?! Или, опять-таки, кто может описать человека, сотворенного по образу Божию? - Никто! Потому что мы воспринимаем образ Божий в человеке не как он мыслится, а как является. Ибо видимое - сложно и описуемо: а ведь Бог - Прост, Несложен и Неописуем!
Плоть же, которой облекся Христос от непорочной Матери Своей, описывается, поскольку она была видима на земле - и это не идолопоклонство: ведь и Христос, придя на землю, упразднил идолов! - И как же Он снова оставил нам идолов? Ты хочешь сказать, что Он не велел нам делать иконы, и поклоняться им? Но, ведь, Сам Христос сделал образ, так называемый нерукотворный, и он поныне существует и почитается - и никто не назвал его идолом! Ты хочешь сказать, что не написано поклоняться иконам? - Много и других преданий приняли мы от апостолов и отцов, которых Христос не высказал. Ибо, где Христос сказал кланяться на восток, или кланяться Кресту и Евангелию, или принимать Тело Его натощак, или венчать мужей с женами?! - Есть и много иного, что мы делаем, хотя - Христос нам этого не заповедал: однако - мы, как приняли от апостолов и отцов, так и веруем, зная, что они научены этому от Бога! Ибо от Святых Своих Бог не скрыл ничего, как вредного, так и спасительного людям! - И почему бы Он скрыл это от них?!
А если почитание икон есть идолопоклонство - и столько лет погибал народ, то когда надлежит наполниться высшему мiру?
(ср.Рим.11:25; Мф.24:14) О, несчастье! Если от Cошествия Христова до господина Германа-патриарха народ погибал, поклоняясь идолам, то для чего сходил к нам Христос?! Но! - О, Боже! - не может быть, чтобы почитание икон было идолопоклонством! Ведь если бы оно было идолопоклонством, то хотя бы один Собор обязательно отринул бы их... Если не отринул их первый, почему не отринул второй? Опять-таки, почему третий не отринул их? Почему не отринул четвертый, пятый, шестой?! - Напротив, он еще и дал о них разъяснение! Поищи в определениях шестого Собора, в главе восемьдесят второй - и найдешь там доказательство. Ибо так изрекли Богоносные отцы: «На некоторых изображениях честных икон пишется Агнец, указуемый рукою Предтечи. Так что принят во Образ Благодати тот, кто в законе нам предъозначает Истинного Агнца, Христа Бога нашего. Мы же, почитая древние образы и сени, переданные Церкви как знамения и предначертания Истины, предпочитаем Благодать и Истину(Ин.1:17), приемля Ее как исполнение закона. Посему, чтобы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, Вземлющего грехи мiра, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхого агнца, чтобы через то, созерцая смирение Бога-Слова, приводили мы себе на память житие Его во плоти, Его страдания и спасительную смерть, и совершившееся таким образом искупление мiра». - Если так определили отцы, то какая нам нужда преступать определения их - и производить расколы в Церкви Божией?! - Разве ты не знаешь, что нарушающий постановления отцов подлежит отлучению?! Смотрите, что вы сделали... - и все еще пребываете во зле! Если бы ты сказал мне, что они появились с шестого Собора, то у тебя было бы что сказать: хотя и так это не было бы основательно; а если они начались с Пришествия Христова, то тебе нечего сказать против них! Ты хочешь сказать, что отцы шести Соборов озабочены были ниспровержением иных богохульств и ересей? - Но! - есть ли, скажи мне, что-либо хуже идолопоклонства? И почему они упразднили менее опасное, а тягчайшее из всех оставили на погибель народу? - Но! - ты скажешь мне, что отцы и не поклонялись им, и не принимали к рассмотрению... А как же Златоуст сказал: «Я люблю и живопись на воске», а? Как сказал Святой Григорий Нисский, что «никогда, видя икону этого страдания, не проходил мимо без слез»! И Святой Василий должен был приложить столько усилий в Кессарии, чтобы написать икону Христа?! - А ты говоришь: «Не поклонялись им!» - Какой же человек, видя на иконе Господа - Распятого, не поклонится?! Ты хочешь сказать согласно пророку Давыду, что «идолы язычников - серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но! - не говорят» (Пс.113:12-13), и прочее... Они действительно были таковы, как сказал пророк! Но! - язычники считали те изображения за богов: а ведь Бога вовсе не знали! - Мы же не так! - Да не будет! - Но, как я уже сказал, я почитаю Святую Троицу - Нераздельную, и Святую Богородицу, и всех Святых - и из-за влечения и великой любви к ним поклоняюсь и лобызаю честные и Святые их иконы: не как богов, подобно еллинам, но! - как краткое и удобовразумительное начертание, как приняла их Церковь! Так, что они говорят - и НЕ немы, подобно идолам язычников: как и всякое читаемое Писание говорит - и НЕ немотствует! Посему говорит Златоуст: «Я люблю и живопись на воске». Ты хочешь сказать, что не поклоняешься рукотворным предметам? - Но, ведь, и церковь рукотворна, и Крест, и Евангелие, и жертвенник, и прочая церковная утварь... Хочешь сказать, что Ангелов никто не видел... - И как же живописуют ангелов?! - В действительности святые их видели многократно! И святая Богородица видела Гавриила; и мироносицы видели, когда пришли ко гробу; и апостол у гроба, и в темнице; и пророки Исайя, Иезекииль и Даниил, и вообще многие Святые видели ангелов, насколько могли увидеть! - Посему и Святой Дионисий изображает чиноначалия высших сил - и не отвергает, но и разъясняет, по какой причине четверовидные животные представляются в образах птиц и зверей. - Поистине, у тебя нет никакого повода говорить против них [т.е. икон]. Ты хочешь сказать, что род сей обожествил их?! - Но! - ты должен учить народ, как надлежит почитать их! Ибо, как прикажешь: если селянин и простец встретит слугу царского, и поклонится ему, как царю, и скажет: «Помилуй меня, владыко благий!», чтобы наказан был смертью и поклонившийся, и принявший поклонение?! - Несправедливо! Потому что это было сделано по неведению... Но! - следует людям сведущим вразумить неопытного, что это не царь. Потому что царь пребывает во дворце - и никто его не видит, разве, когда выйдет с процессией... Так надлежит учить тех, кто по невежеству обожествляет икону Христову, что это не Христос во плоти, а икона Его. Потому что Христос пребывает на Небесах - и никто Его не видит! Не знаю, разве что когда Он выйдет во втором Своем Пришествии... И конечно, они вразумились бы - и поклонялись как следует! На то есть епископы, чтобы учить народ, как нужно веровать и как молиться! Ведь и те отцы, истинные пастыри и учители, вожди ко спасению, ни о чем ином не заботились, как только учить народ спасительным вещам, как воистину обязанные дать Богу отчет о народе(Евр.13:17). А вот епископы рода сего ни о чем ином не хлопочут, как только, когда возлечь, и как, и чем пообедать...
Теперь скажи мне, наконец: «Кому будем следовать? Святому Василию, или Пастилле, погубившему многие души?! Кого станем слушать? Святого Иоанна Златоуста, или Трикаккава, учителя нестроения и погибели, и главарей их?! Кого станем слушать? Святых шести вселенских Соборов, или этого безглавого и отверженного Богом и святыми Его?!» - Он ведь безглав! И скажи мне: «Какой патриарх находился там?» Александрийский - нисколько! Римский - не согласился прийти на него! Антиохийский - нимало! Иеросалимский - вовсе не был! Так, какой же это Собор, не имеющий патриарха?! - Но! - и тот, которого он поставил, обратился и убил себя, бросившись вниз... О, кто не осмеёт этого собора?! И отсюда знайте, что он недействителен и неприемлем для Бога и для Святых Его, и что не подобает называть его Собором, но! - иудейским синедрионом: ибо подобно ему состоялся против Спасителя! Потому что злоначальный враг наш - диавол, изначально воюющий против рода человеческого, видя, что народ еврейский был любим Богом, позавидовал ему и погубил его, и вложил в них мысль лукавую, что Христос не есть Сын Божий, но! - обманщик, и хочет погубить род еврейский: «Но, схватив, убейте Его!» И священники иудейские, составив синедрион и приняв от диавола совет против Спасителя, чтобы схватить и умертвить Его, схватили Его и распяли. И смешав уксус с желчью, наложили губку на трость и поднесли к устам Его, и взяв копье, пронзили бок Его! - И ПРЕДАЛИ СЕБЯ ДИАВОЛУ! И снова подобным же образом тот же самый враг наш - диавол, видя, что род Христианский возлюблен Богом, весьма позавидовал ему и, желая погубить его, вложил в них эту лукавую мысль, что такое поклонение есть идолопоклонство: «Но! - уничижите Его и отступите от Него!», потому что погибнете! И составив синедрион, и также получив совет от диавола против иконы Христовой, они присудили, вместо телесного распятия, попрать ее ногами! Подобно и они, смешав воду и известь и наложив губку на палку, приложили к лику изображения Его, и вместо копья взяв нож, соскоблили его: и они тоже исполнили деяние иудеев - И ТОЖЕ ПРЕДАЛИ СЕБЯ ДИАВОЛУ! О, несчастье! О, прельщение Христиан! Потому что и они ввергли себя в пропасть иудейскую! Горе тебе, диаволе, чуждый Богу: потому что ты смешал Христиан с иудеями!

[Нравоучительная часть сего оглашения]

Умоляю вас, воспряньте от сего мрака и ослепления! Ибо - диавол, когда хочет погубить человека, ослепляет ум его, чтобы он не узнавал добро...
(ср.2Кор.4:4) Мы же - будем исследовать Писания и предания отцов, и подражать им: и как застали Церковь, так и пребудем в ней - и так и передадим Её: не будем отлучать себя от отцов наших! ЧТОБЫ ГРЯДУЩЕЕ, ДРУГОЕ ПОКОЛЕНИЕ НЕ АНАФЕМАТСТВОВАЛО НАС И НЕ ОТЛУЧИЛО! - И воистину, ничем нам тогда не помогут пределы земли. Я молюсь и прошу, хоть и недостоин Неба и земли, да удостоит меня Бог быть в общении с шестью вселенскими Соборами! - и иметь часть с ними, а не с этим безглавым и разбойничьим!
Бог же мира и утешения
(ср.Рим.15:5; Евр.13:20), по благоутробию Своему да избавит нас от настоящей, и всякой ереси, и сподобит достичь православной веры во Христе-Исусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки и в век века!» - Аминь!

ОБНАРОДОВАНО: С ПРОШЕНИЕМ, как Истиннолюбцам, о Правде же и праведно откликнуться. Если же у нас - не приведи, Господи! - были непреднамеренные какие-либо погрешности, здесь ответ наш с необходимо должным прошением о милости за подготовку настоящей публикации пред Богом. Древлеправославное издательство Финеесъ благословением о.Александра Черногора, священноиерея ДЦХБИ. (То есть, в староверии Церкви православия - она же, Родина наша, с 18.10.2007 по настоящее время есть подлинно та дораздорная РПСЦ, что с 1988 по 2007 гг. не безызвестна как РПСЦ, и прежде в России до 1988 небезызвестная наша милостью Христовой Древлеправославная Церковь Христова белокриницкой иерархии.)

1 Маккавейская, 2:26-28 и 53,54