[главная][наше упование][раскол патр. Никона][раздор митр. Корнилия][ересь монаха Алимпия][богослужение][жизнь общины][отдел соц. поддержки][библиотека][фотогалерея][контакты]
распечатать файл в формате pdf
МАЛЫЙ СВОД ВЫПИСОК ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ, СОГЛАСНО СВЯТООТЕЧЕСКИМ СВИДЕТЕЛЬСТВАМ, ИСТИНЫ О ТОМ, ЧТО И ХРИСТОВ, И ЕГО МАТЕРИ-ДЕВЫ МАРИИ, И КАЖДОГО ЕГО СВЯТОГО ОБРАЗ ЯВЛЯЕТСЯ БОГОУГОДНЫМ, СВЯТЫМ, ДОСТОЙНЫМ ПОЧИТАНИЯ, КОГДА БУДЕТ ИЗОБРАЖЕН НА БУМАГЕ (или с употреблением других веществ). - Об этом для предоставления уважаемому митрополиту Леонтию и каждому из тех, кто в своей вере, увы, сообразуется, как если бы с истиной, с недавно принятым неверным постановлением №6, ложно ссылающимся на каноны, или умышлено внедряемым от тайной ереси в силу его узакoнивания, как если бы угодное в Боге,   но!   -  и эта   ново-религиозная норма  есть  очередное  зло  от лже-Иконопочитания
Свод выписок собран старообрядческим священником Александром Черногором при храме Спасо-Преображения, в Спас-Клепиках в Рязани, и подготовлен к обнародованию православным издательством староверов «Финеесъ»
Цель наша...  - протянуть руку подвергающейся нападению Истине!
преподобный Иоанн Дамаскин, 1-е Слово в защиту Святых икон, гл. 3. Так, в опыте защиты относящегося к Православию, как сослужитель иерей Леонтий Византийский о том же, чем будет каждый по-прежнему блажен:
Защищаемая истина помогает её защитникам!
1.
Выписка из свидетельства Святого Аввакума - Богослова и протоиерея нашей, при исповедании Православия - Божьей, священно-иерархии, а в ней он - и Исповедник, и священно-мученик, состоявшийся автор именитого в Староверии «Письма к отцу Ионе»:
«А ЕЖЕ ВОПРОШАЕШИ мя о иконном писании: аще иноверец напишет подобно, подобает поклонятися. Но! - не мню новолюбцам правость чинить   - Святыя иконы писать. Видал я их рукодель: не то испорчено, ино - иное. Похабством вся чинят: и в лицах белость, а не румянство, и в ризах скудость, а инде прибавлена небылица: власы простерты или у святителя, и у преподобного яко у немчина, и у Самого Спаса косы и браду не-подобно пишут; а благословящая рука - малакса, си-речь оттеня мизинец; и подпись «Иисус». Еще ж и распятие Господне пишут по латиньски, со Креста тело все по длинному древу стаща низу, вверх руками написуют - и ВСЯКОЙ ИКОНЕ НАПИСАННОЙ НЕ-ПОДОБНОЙ КЛАНЯТИСЯ НЕ ПОДОБАЕТ. А ЕЖЕ НА БУМАГЕ, ИЛИ НА ХОЛСТЕ ОБРАЗ СПАСОВ ИЛИ ПРЕЧИСТЫЕ БОГОРОДИЦЫ НАПИСАН ПОДОБНО - ПОДОБАЕТ КЛАНЯТИСЯ. Златоуст Великий пишет, и Дамаскин, и инии Богословцы: «и ВОСКОЛИЯТЕЛНОМУ ОБРАЗУ» КЛАНЯТИСЯ ПОВЕЛЕВАЮТ - Христову, и Богородичну, и Святых всех, лишше бы подобно вылит: а медному, и сребряному, и на древе резному - и паки подобает! Аще нелепо вылит или вырезан, такому кланятися не подобает. А безчестити и укоряти не подобает же - велеть разумному переделать!» (Цитируется: «Памятники истории старообрядчества XVII века» // кн. 1., вып. 1. Л., 1927 [сдано в набор в окт. 1916 г.] - том 39 в серии РИБ [Русской Исторической Библиотеки], где и опубликовано под № 30 - столбцы 887-898: выписка соответствует лл. 70-71-об. публикуемой рукописи в 8? - О.XVII №37 [век и № в основном собрании ГПБ в СПб]. Начало Письма с обращения: «Господи Исусе Христе - помогай нам, Сыне Божии, помилуй нас! Чадо церковное и господине - отец Святый Иона, вопросил мя еси /…/»)
В том же Письме несколько выше (в столбце 889) еще от сего Исповедника Аввакума - священномученика и Богослова напоминание: «Да и мы икон не боготворим, но, первообразное почитающе, поклоняемся: а Бога единаго веруем и исповедуем - Отца и Сына и Святаго Духа: в Троице Славимаго! И по Бозе Святым - Божиим иконам поклоняемся, а не боготворим же!» (л. 58 - по рукописи, по которой опубликовано в вышеуказанном издании РИБ с учетом библиотечных списков XVII и XVIII столетий. Наряду с остальными рукописными сборниками, обнародовано в печати не только в РИБ, но и, например, в «Приложениях» к монографии А.К. Бороздина «Протопоп Аввакум» // СПб., 1900, сс. 28-37; В) в издании: «Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения» // М., 1992).
ПРИМЕЧАНИЕ: Сие же - ЗДЕСЬ ЖЕ, И СЕЙЧАС! - упоминаемое от сокровищницы свидетельств Аввакума-отца «Письмо к отцу Ионе», как достопамятное «Остатку спасаемых ревностью Благочестия», нашими начетчиками напоминается издавна в качестве аргумента - в достоинстве свидетельства нашей веры! Что от Бога - во Христе, и со Христом, а не всуе!.. - «многочастне и многообразне», когда в ответе веры Церковь помогает современникам решать вопросы и проблемы. Ввиду этого, пусть будут упомянуты, пусть бы и по «малой частице» целого, примеры руководства в среде Староверия этим самым письмом Аввакума-Исповедника! Здесь и «Ответы редакции» церковно-общественного изд. «Церковь» за 1909 г., № 43, с. 1229. (Цитируется соответствующее тексту в столбце 892 по научному изданию РИБ.) - Б) Там же, в № 6 на стр. 210 - в публикации С.Б-ва «Пред судом протопопа Аввакума». (Цитируется соответствующее тексту в столбце 895 по научн. изд. РИБ.) - В) «Ответы редакции» церковно-общественного изд. «Церковь» за следующий год, 1910-й: №30, с. 758. (Цитируется соответствующее тексту в столбце 896 по научн. изд. РИБ.) - Г) «Святоотеческий сборник», составленный епископом-начетчиком блаженной памяти Антонием Пермским: и именно там, в рамках спасительного Диспута о вере против беспоповских заблуждений - наряду с материалами для 1-й главы: «Беседа о пророках Илии и Енохе» // по изданию: М., тип. Рябушинского, 1910, с. 43. (В наше время «поставлено на вид» при репринтном переиздании информационно-издательским центром «Слово», Новосибирск, 2005.) - Д) Там же, стр. 23, к свидетельству с надписью: «Священный протопоп Аввакум», в обнаружение еще одного примера введения в обиход Начетничества данного письма нашего Исповедника при Диспуте о вере,  нашим епископом-начетчиком отмечено ссылкой «на указе»: «Архимандр. Павла беседы о пришествии Илии и Еноха, изд. Москва, 1902 г. стр. 204-205». - Е) К этому самому Письму Аввакума Исповедника обращается 9 мая 1909-го начетчик Ф.Е. Мельников во время Диспута о вере против беспоповских заблуждений. На дальнейшее - стенография в печати озаглавливается: «БЕСЕДЫ СТАРООБРЯДЦЕВ: Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве // Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков». - Ну, а здесь нельзя не считаться с материалами, с подзаголовком: «Собеседование 3-е: О пророках и антихристе». Знаменательно и то, что эта часть Диспута состоялась под председательством начетчика М.И.Бриллиантова, который в те годы был известен не менее докладчика Ф.Е. Мельникова! И еще довод - от стороны таких начетчиков, как старообрядец-беспоповец Л.Ф.Пичугин, ни разу не оспаривалась достоверность именно этого Письма, общеизвестного прежним поколениям Староверия. (А этого никак не скажешь о сторонниках религиозной позиции тех, которые, увы, сегодня в своей же вере придерживаются лже-Законов, аналогичных постановлению № 6 от 24.10.2012, узаконенному, как если бы дело Богоугодное, недавним «Великим Собором» в городке Браила: увы! - это так!) - Ж) К этому самому Письму Аввакума-Исповедника обращается 10 мая 1909-го наш начетчик Д.С. Варакин. (Смотри подборку священно-свидетельств, цитируемых во время вышеозначенного вероисповедного Диспута, и озаглавленных в стенографии: «Собеседование четвертое: О вечности жертвоприношения в Церкви Христовой».) - З) Начетчиком Н.Д. Зениным («Старообрядческая мысль» за 1912 г., №8, сс. 747-759), в труде: «К братьям нашим беспоповцам об антихристе», не только актуализируется для круга источников старообрядческого Диспута научное издание Бороздина (поскольку им для своих современников опубликованы в «Приложениях» остающиеся актуальными Письма протопопа Аввакума), но и отрекомендован с похвалой тот удивительнейший источник материалов книжных Христиан, которым, по достоинству Истины, является сборник выписок В.Т. Зеленкова. Пусть и был в прошлом из «беспоповствующих», а всё-таки - так как ему актуальна мысль Правды: «Естество любомудрия есть память о смерти»! - успел-таки накануне успения завершить объединение выписок в сборник его «Синтагмы начетчиков» в Единстве примирившихся с Истиной: по факту воссоединения с Церковью Христиан, приемлющих Христопреданное Священство белокриницкой иерархии! - И) И от того же Зенина, в силу всемерного его попечения о ценном для апологии Староверия, обнародован в «Приложениях» к церковно-общественному его изданию «Старообрядческая мысль» сборник того же начетчика-старовера В.Т. Зеленкова (+1906). - Небезызвестен от той поры как «Выписки из святоотечественных и других книг (служащих к изучению различных сторон церковной жизни)» - части 1, 2, 3 // М., 1911-1912. И именно здесь - и, например, дважды во 2-й половине, в 1-й части: и на стр. 180 под № 744, и на сс. 166-167, что к выписке под № 720, что к части второй, обозначены «на указе» данные о двух источниках при следующем пояснении ссылки - цитата: «Протопоп Аввакум, А.К. Бороздина, изд. СПб. 1900 г. В прилож. /…/ 10 послание к некоему Ионе, стр. 23 (по рукоп. Импер. публ. библ. № 9 XVII, 37-л.75об.».
Его же, Богоносного отца нашего Аввакума Исповедника (его же свидетельство из писем его Богоугодных выписываем «На заметку!» себе же, как «книголюбцы, яже - паче рещи! - и Христолюбцы наричутся», в желании «быть, а не казаться», в согласии с Истиной!) - «Послание к священнику Стефану». (Сохраняющее в старейших рукописях надпись: «СПИСОК З ГРАМОТКИ ОТЦА АВВАКУМА СЛОВО В СЛОВО».) - Здесь-то и писано суть: «Да у вас же слышим нецых не поклоняющихся иконам, которыя написаны ныне. Златоустый учит нас по подобию написанному образу Христову «и восколиятелному поклонятися», а нежели воображенному шары [красками]. Аще и еретик истин¬но вообразит образ Христов или пречистыя, или Святаго - пад, поклонися и облобызай честне. А аще неправо и с каракулками [«каракулами» / «и съ каракульками» / «не право съ каракулками» - эти разночтения указаны в сносках РИБ], си-речь с малаксиным благословением, - и ты та¬ковой не поклоняйся [«и ты таковому образу не покланяйся» - разночтение указано в сноске РИБ], но! - видя на подписи имя Исус-Христово! - не ругай ево, но, воздохня, пройди мимо, да вселится в тя сила Христова!» («Материялы для истории раскола за первое время его существования, издаваемыя братством Св. Петра-митрополита под редакцией Н.Субботина», т. 5: «Историко и догматико-полемическия сочинения первых расколоучителей», ч. 2, М., 1879, с. 216; Б). РИБ - выходные данные см. выше: там-то, в свидетельстве под № 33, в столбце 911.
Да! Ясене ясного в свете вышеозначенных священно-свидетельств равно и тот отрывок из Письма от уст того же Святого Аввакума, что используется самым пристрастным образом хулителями Святого образа, а именно при опровержении возможности поклонения той самой иконе, которая, в действительности, Свята, являясь Богоугодной, благодаря содержащемуся на веществе её бумаги изображению Святого, причем, когда изображение обладает обликом канонически-правильным - цитата: «Протопоп Аввакум говорил о непотребных для молитвы изображениях так: «Буде образа подобна написана не прилучится: и ты на небо, на восток, кланяйся» (С.Аветян, «О иконе» - обнародовано в «около-старообрядческом» журнале «Неопалимая Купина», что «издается при содействии отдела по делам молодежи РПСЦ», вып. 3 / М., 2009, с. 37 - здесь целый набор лживых суждений и приписок в адрес Церкви и позиции её веры).
ВНИМАНИЕ! - поскольку недаром пословица: «Ложка к обеду дорогa!» - я отмечу здесь библиотечные шифры, облегчая Ваши поиски экземпляров сего тома РИБ, например, в РГБ - с указанием: W 437/1. Есть и в хорошем состоянии, что с шифрами: 1С 229/89; или: А 222/1; или: Ф1-77/17052. (Если и - в текущий момент Истины! - все четыре экземпляра никак не представлены в картотеках РГБ: ни в обеих бумажных, ни в электронной. Ну, а на первом этапе моего розыска меня порадовали не более чем текстом-на-экране, хранящимся на пленках микрофильма там же...)
ВНИМАНИЕ! - как об этом напоминает дальнейшее под № 14, имеет место в Православии определение [орос, сформулировавший догмат] VII Вселенского Собора: и его приснопамятные, в Духе Святом письменно выраженные епитимья и анафема по отношению к каждому из таковых предпринимателей, которые обнаруживают себя не в согласии с Истиной истин позиции его веры! В ПРИМЕЧАНИЕ К ПРАВИЛУ ВЕРЫ (воспоминаемому здесь же под № 6) - напоминание об одном из случаев «Истории падшей иерархии» в лице самоомрачившихся новолюбием, а то и самочинием: и относительно таковых даже бы в составе Епископата предопределено извержение и, если по-прежнему будут оставаться лже-проповедниками, ссылка - и стыд кому бы то ни было за виновность в неправде его лже-Икопочитания! Что и обусловлено фактом его несоответствия истинам и Правде Свято-Церковного нашего - и по-Истине! - Богоугодного Иконопочитания!
2 - А), Б), В), Г), Д).
Выписки из свидетельств Святого Иоанна Дамаскина - Богослова и иерея нашей, при исповедании Православия Божьей, священно-иерархии, а в ней он - и Исповедник, и инок
БЕЗ ВСЯКАГО сомнения, часто не имея в уме страдания Господа, увидев изображение распятия Христова, придя к воспоминанию спасительнаго страдания, павши, - поклоняемся, НЕ ВЕЩЕСТВУ, но! - Тому, Кто изображается: подобно тому, как и НЕ ВЕЩЕСТВУ Евангелия, И НЕ ВЕЩЕСТВУ Креста поклоняемся, но! - тому, что чрез это изображается! - Ибо (иначе), чем отличается Крест, не имеющий изображения Господня, от имеющаго? /…/ когда царствовавший в Эдесском городе Авгарь послал живописца, чтобы он нарисовал похожий образ Господа, и когда живописец был не в состоянии по причине сиявшаго блеска Его лица, то Господь Сам, ПРИЛОЖИВ КУСОК МАТЕРИИ к Своему Божественному и животворящему лицу, НАПЕЧАТЛЕЛ НА КУСКЕ МАТЕРИИ Свой образ - и при таких обстоятельствах послал это сильно желавшему Авгарю» (Точное изложение православной веры, кн. 4, гл. 16 (89) «Об иконах», по изд.: СПб., 1894, перевод А.Бронзова; репринт: М., Лодья, 1998 и 2000 гг.).
В той же книге, в главе 11 (84) «О Кресте, где еще и о вере»: «Поклоняемся же мы и образу честнаго и животворящаго Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества - поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но! - образ как символ Христа! Ибо Он, делая Завещание Своим ученикам, говорил: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на Небеси!», разумея Крест! Посему и /…/»
Несколько далее: «Поэтому - должно поклоняться знамению Христа! Ибо всякий раз, как (если) где будет знамение, там будет и Сам Он! - Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы то случилось, не должно поклоняться! - И так всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, ОТНОСЯ ПОЧТЕНИЕ К САМОМУ ЕМУ!»
2 - Б).
Его же, Святого Иоанна Дамаскина, «Второе защитительное слово против порицающих святые иконы», - в выписке о том, что: «Я не поклоняюсь веществу - поклоняюсь же Творцу вещества, ради меня Сделавшемуся веществом и в веществе Положившему Свое жилище, и чрез посредство вещества Соделавшему мое спасение. Ибо «Слово плоть бысть - и вселися в ны!» А всем ясно, что плоть - вещество и творение. И так, почитаю  вещество, чрез которое  соделалось  мое спасение, и благоговею, и поклоняюсь. Но! - почитаю не как Бога, а как исполненное Божественнаго действия и благодати. Разве не вещество - древо Креста, трижды счастливое и преблаженное? Разве не  вещество - гора, почитаемая и Святая, крайниево место? Разве не вещество - живоносная скала, святой гроб, источник нашего воскресения? Разве не вещество - чернила, кожи (на которых написаны книги) Евангелий? Разве не вещество - животворящая трапеза, доставляющая хлеб жизни? Разве не вещество - и золото, и серебро, из которых устраиваются и кресты, и святые дискосы, и потиры? Разве не вещество, предпочтительно пред всем этим, тело и кровь моего Господа? Или устрани почитание всего этого и поклонение, или позволяй по церковному преданию и поклонение иконам, ОСВЯЩАЕМЫМ ИМЕНЕМ БОГА И ДРУЗЕЙ БОЖИИХ - И ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ осеняемым благодатию Божественнаго Духа!» (Второе защитительное слово против порицающих святые иконы. Цитируется по изд.: «Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных Слова против порицающих Святыя иконы или изображения» // репринт 1993 г. издания: СПб, 1893, с. 55 - по издательской под-главе под № 14.)
Далее, в заключительные слова для Святой его книги поставлено следующее: «Замечай, что и закон, и все, сообразное с ним, и все служение, имеющее у нас место, суть рукотворенная Святая, приводящия нас к невещественному Богу ПРИ ПОСРЕДСТВЕ ВЕЩЕСТВА! И закон, и все, сообразное с законом, было некоторым оттенением будущаго образа, то есть имеющаго у нас место служения; а имеющее у нас место служение - образ будущих благ; самыя же вещи - вышний Иеросалим, нематериальный и нерукотвренный, подобно тому как говорит тот же самый Божественный апостол: «Не имамы-бо зде пребывающаго града, но! - грядущаго взыскуем!», каковой есть Вышний Иеросалим, ему же Художник и Содетель Бог! (ср. Евр. 11:10) Ибо все, как сообразное с законом, так и сообразное с нашим служением, произошло ради того! Самому Богу - слава вовеки! - Аминь!»
ПРИМЕЧАНИЕ: Выступая против грубых, а точнее - не-Богоугодных форм мнимого почитания икон, поскольку те перекликаются с идолопоклонством, и выгодны иконоборцам для полемики с православными (ведь наличие воинствующих невежд дискредитирует Церковь их собратьев: ведь на ту пору всемерно дезориентирует Иконоборчество отожествлением Церкви с собою, а не с икопочитателями), и, одновременно, отметая аргументы обвиняющих православных, как в заимствовании доктрин о принципах магизма, так и в смешении понятий и сущностей объектов поклонения при отожествлении с вещественным умозрительных категорий Духовного, громогласно и письменно Святой Иоанн напоминает же! - (Я ввиду этого же, вспоминая сейчас повторяемое от уст сего церковного Исповедника, ставлю на вид в Выписках еще один русскоязычный перевод известнейшего Священного его и, естественно, нашего с вами свидетельства!) - «Я НЕ ПОКЛОНЯЮСЬ ВЕЩЕСТВУ, но! - Творцу вещества, Соделавшемуся ВЕЩЕСТВОМ ради меня - Соблаговолившему вселиться в вещество И ЧЕРЕЗ ПОСРЕДСТВО ВЕЩЕСТВА Соделавшемуся моим Спасением!» Зри! - на языке оригинала этот текст и относящиеся к этой теме труды И.Дамаскина изданы: Migne, t. 94, p. 1231-1360. Зри! - когда и сам вопрос об отношении к веществу относится к области ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТОЛОГИИ. То в такой ситуации войны на Религию (почему и мало нельзя покривить ни в совести, ни в исповедании истин Свято-Церковного Предания!) никому из нас с вами нельзя учреждать под предлогом Благочестия - доселе, однако, небывалого в Церкви! - новшеского противопоставления общему многообразию веществ! В том числе, и дереву, и левкасу, и металлу, и стеклу, и воску, которые в Истории являлись веществом для создания Святых икон, противопоставлять исключительно вещество бумаги! Когда, не смотря на факт освящения вещественного мира при Исус-Христовом Воплощении, и не смотря на отсутствие аналогов учреждаемым нормам и запретам, учреждается в закон веры от крайнего невежества (скорее же - из-за внешних: нa-поводу у обрядоверия, или даже «под уздой» у жидов: так-то издавна от тех же были провокаторы по этому же вопросу!) прямо-таки в достоинство новейшей истины Иконопочитания их норма лукавой не-Правды, достойной разве лишь «НОВО-СТАРООБРЯДЦЕВ»! Когда и вмененo ими же в «Закон их лже-Благочестия» следующее - цитата: «бумажные иконы являются неканоничными и моление перед ними недопустимо!» (Постановление № 6 от 24.10.2012 в  г. Браиле - Деяния Великого Собора БМ под председательством митр. Леонтия.)
ВНИМАНИЕ! - не забывая о времени и сроках! - «Теперь же, с тех пор как Божество, как некоторое животворящее и спасительное лекарство, неслиянно соединилось с нашим естеством, наше естество прославлено и превращено в нетленное! - Поэтому и храмы им (то есть Святым - прим.изд.) воздвигаются, и изображения начертываются. Итак, да знает всякий человек, что пытающийся уничтожать изображение, возникшее вследствие Божественной любви и ревности для славы и воспоминания о Христе, или Матери Его - Святой Богородице, или ком-либо из Святых, еще же для посрамления диавола и поражения его и его демонов, и не поклоняющийся, и не почитающий, и не приветствующий его как драгоценное изображение и как Бога, - этот человек ВРАГ ХРИСТА и Святой Богородицы, и Святых; - мститель за диавола и его демонов, делом обнаруживая свою печаль из-за того, что Бог и Его Святые чествуются и прославляются, диавол же посрамляется. Ибо изображение есть триумф и опубликование, и надпись на столбе в Воспоминание о победе тех, которые поступили неустрашимо и отличились, и - о посрамлении побежденных и низложенных!» (Это и напоминается троекратно нашим Исповедником - блаженной памяти Иваном Дамаскиным: смотри в каждом из его трех «Слов в защиту иконопочитания»: 3-е Слово, в отделах с 9 по 10; 2-е Слово в отд. с 11 по 12; 1-е Слово, отд. 21).
ПРИМЕЧАНИЕ: В каждом из своих (!) трех «Слов в защиту икон» наш Богослов исходит из понимания иконоборчества как ХРИСТОЛОГИЧЕСКОЙ ЕРЕСИ: и при этом, он почти дословно повторяет то, что в нашей выписке первым цитируется. (Да будет всегда проповедуемой позиция сия, а не иная!) Соответственно, - и еще раз нельзя не обратиться именно к Слову и позиции Святого отца, а не успокаиваться на современных нововведениях. Но! - снова и снова убеждать немощных согласиться с процитированным  источником или быть верными Иконопочитателями согласно Священным свидетельствам дальнейшим - повсюду в Церкви речь о материи как о Божьем творении - добром весьма! А вовсе не об низкопробном, как если бы о чем-то презренном, якобы отвергаемом по настоящее время в силу подклятвенного пребывания в области анафемы... (Да! в апологии возможности «икон на бумаге», как вполне допустимых не только Церковью-в-Истории историей употребления икон на стекле и на воске из менее прочного вещества, но и вместе с тем, что определением от Бога, Богословски-оправданных, известна истина, выслушанная по выписке выше, еще по одному переводу первоисточника - цитата: «А с тех пор, как в нем вселилось Слово Божие, ВЕЩЕСТВО стало достохвальным, а потому вещественные образы необходимы, и имеют положительный смысл!»)
2 -В).
Его же, Святого Иоанна Дамаскина, «Третье слово в защиту иконопочитания», которое начинается со слов следующего предостережения: «У лукавого и виновника всех зол - змия - я разумею диавола! - есть обычай многими способами воевать с человеком, созданным по образу Божию и причинять ему смерть при посредстве противоположных уловок».
Несколько далее: «Во-первых, (воздается поклонение) тем, на ком почил Бог, Который один только - Свят и во святых почивает, как-то: во Святой Богородице и всех Святых людях. Второй род (поклонения) - тот, когда [перев. буквально: «согласно которому»] поклоняемся творениям, чрез которые и в которых Бог совершил наше спасение, частью прежде пришествия Господа, частью после содеянного Им во плоти Домостроительства, как Синайской горе, также - Назарету, находящимся в Вифлееме яслям и вертепу, Святой Голгофе, древу Креста, гвоздям, губе, трости, СВЯЩЕННОМУ и спасительному копью, одеянию, хитону, покрывалам, пеленам, Святому гробу - источнику нашего воскресения, камню гроба, святой горе Сиону, с другой стороны, горе масличной, овчей купели и блаженному саду Гефсимании - этому и подобному воздаю почитание и поклоняюсь, и всякому святому Божию храму, и всякому, на котором произносится имя Бога. Не из-за природы их поклоняюсь, но! - потому, что они суть вместилища Божественной деятельности, и потому, что чрез них и в них соблаговолил Бог совершить наше спасение. Ибо и ангелам, и людям, И ВСЯКОМУ ВЕЩЕСТВУ, причастному Божественной деятельности и послужившему моему спасению, из-за этой Божественной деятельности воздаю почитание и поклоняюсь: не поклоняюсь иудеям, ибо они не-причастны Божественной деятельности, и Господа Славы - Бога моего! - распяли на кресте не с целью доставить мне спасение [перев. буквально: «не с целию моею спасения], но скорее - волнуемые завистью и ненавистью к Богу и Благодетелю. «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, - говорит Давыд, - и место селения Славы Твоея!» (Пс.25:8) И: «Поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его!» (Пс.131:7) И: «Поклоняйтеся в горе святей Его!» (Пс. 98:9) Одушевленная Святая Гора Божия - Святая Богородица; одаренные разумом горы Божии - апостолы: «Горы взыграшася, яко овни, и холми - яко агнцы овчии!» (Пс.113:4) Третий род - тот, когда [перев. буквально: «согласно которому»] поклоняемся тому, что посвящено Богу, я разумею Святые Евангелия и остальные книги. Ибо (1Кор.10:11; Рим.15:4) «писана быша в научение наше: в них же концы век достигоша». (Разумею также) и дискосы, и потиры, кадильницы, светильники и трапезы. Ибо ясно, что все эти предметы - достойны почитания. В самом деле, смотри, как Бог ниспроверг царство Валтасара, когда он распорядился, чтобы толпа пила вино из Священных сосудов. Четвертый род - тот, когда предметами поклонения служат образы, явившиеся пророкам; ибо они созерцали Бога в образном видении; также - образы будущаго, как жезл Ааронов, образно выражавший таинство Девы, и стамна, и трапеза. А также и Иаков (Евр.11:21) поклонися на верх жезла, так как он был образом Спасителя. Изображения же прошедшаго существуют для Воспоминания: и сама скиния была образом всего мира [??????????], ибо говорит Моисею: «Виждь образ, показанный тебе на горе!» (Исх.25:40) Также - и золотые Херувимы: ЛИТОЕ, ИЗ МЕТАЛЛА ПРОИЗВЕДЕНИЕ, и Херувимы, находившиеся на завесе: ДЕЛО ШВЕННО: так и мы поклоняемся драгоценному образу Креста и подобию телесного образа Бога моего и Той, Которая плотски Его родила, И ИЗОБРАЖЕНИЯМ всех Его». («Третье защитительное слово против порицающих святые иконы». Цитируется по изд.: «Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных Слова против порицающих Святыя иконы или изображения» // репринт 1993 г. издания: СПб, 1893 - см. отделы, обозначенные от издателей, под №№ 14, 23-26).
Там же, в заключение вышесказанному, и сам Иоанн, как Богослов и иерей нашей, при исповедании Православия - Божьей, священно-иерархии, а в ней-то и действительным Исповедником, и не бездейственным иноком, подводит итоги: «Итак, да не будем думать, что изображение - бессильнее и менее ценно, чем тень! Ведь оно истинно оттеняет первообраз. Братие! Христианин оценивается по степени его веры! [Перев. буквально: «Христианин есть вера!»] Поэтому приходящий с верою получит обильную пользу; сумняйся же уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему (Иак.1:6), он не получит ничего. Ибо все Святые благоугодили Богу посредством веры. Итак, да примем предание Церкви правым сердцем и без многих размышлений! Ибо сотвори Бог человека праваго - и (увы, сам-то он) да взыскаша помыслов многих… (Еккл.7:30) Да не одобрим изучения новой веры, так как (тем самым) подвергается нареканию Предание Святых отцов! Ибо Божественный апостол говорит: «Аще кто вам благовестит [в тексте чтение: «благовествует»] паче, еже приясте, анафема да будет!» (Гал.1:9) Итак, мы поклоняемся иконам, ВОЗДАВАЯ ПОКЛОНЕНИЕ НЕ ВЕЩЕСТВУ, но! - посредством их! - тем, кто на них изображается. Ибо, как говорит Божественный Василий, ВОЗДАВАЕМАЯ ИКОНЕ ЧЕСТЬ ПЕРЕХОДИТ НА ПЕРВООБРАЗ! - Вас же, священнейшее стадо Христово, названный по имени Христа народ - язык Свят: Тело Церкви! - да преисполнит Христос радостью об Его воскресении, и да удостоит идущих по следам святых пастырей и учителей Церкви того, чтобы они, подвигаясь вперед, достигли Славы Его во светлостех Святых! Да будет то, чтоб и мы, по благодати Его, ее достигли, вечно прославляя Его вместе с безначальным Отцом, Которому слава вовеки и в век века! - Аминь! После того, как мы сказали о различии идолов и икон - и представили определение икон, время, согласно с данным нами обещанием, присоединить и места из писаний! - СВИДЕТЕЛЬСТВА ДРЕВНИХ И СЛАВНЫХ СВЯТЫХ ОТЦОВ ОБ ИКОНАХ:
(И далее, посреди Свода Святоотеческих свидетельств, напоминаемых от Исповедника в выписках, мы имеем обучаться  равно и тем, что помогает прекращать иконоборческие соблазны относительно икон, имеющих на основе своего вещества из бумаги Свято-подобные изображения Христа и Его Святых - а это, например, напоминаемое под №№ 72 и 90, и 13/14.)
«Святого Иоанна Златоуста, относительно Маккавеев: «/.../ Можно найти, что изображения царских черт блистают не только посредством золота и серебра, И ОЧЕНЬ ДРАГОЦЕННЫХ ВЕЩЕСТВ, но что и на меди можно увидеть туже самую вырезываемую фигуру! - И РАЗЛИЧИЕ ВЕЩЕСТВ не оскорбляет достоинства образа, и тем, что он сделан им вещества большей ценности, не ослабляется ценность другого, СДЕЛАННОГО ИЗ ХУДШЕГО ВЕЩЕСТВА. Но! - царский вид одинаково возвеличивает все образы, и (сам) он, НИСКОЛЬКО НЕ УНИЖАЕМЫЙ ВЕЩЕСТВОМ, ДЕЛАЕТ ВЕЩЕСТВО, принимающее, более драгоценным!»
«Святого Мефодия, епископа Патарского, о воскресении - Слово 2-ое: «/.../ Итак, например, изображения царей, которые здесь есть, ХОТЯ ОНИ СДЕЛАНЫ И НЕ ИЗ ОЧЕНЬ ДРАГОЦЕННОГО ВЕЩЕСТВА: как золота, так и серебра, однако, пользуются честью со стороны всех. Ибо, ПОЧИТАЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ, СДЕЛАННЫЕ ИЗ ГОРАЗДО БОЛЕЕ ДРАГОЦЕННОГО ВЕЩЕСТВА, ЛЮДИ НЕ ПРЕЗИРАЮТ СОВЕРШЕННО ТЕХ, КОТОРЫМ СДЕЛАНЫ ИЗ МАТЕРИАЛА, ГОРАЗДО МЕНЕЕ ЦЕНИМОГО, но! - всякое почитают поровну, хотя бы они были из гипса или меди... И тот, кто произнес хулу в отношении к которому-нибудь (из них), не прощается, как если бы он произнеся хулу относительно глины, и не судится так, как если бы он выразил презрение к золоту, но судится - как такой, который нечестиво поступил в отношении к самому царю и государю. Делаемые из золота изображения, представляющие собою начала и власти ангелов Божиих, мы устраиваем в честь и славу Его».
«Афанасия (Великого) из ста глав, написанных к префекту Антиоху в (форме) вопросов и ответов. Из главы 38-й - ответ: «Мы, верующие, поклоняемся иконам не как богам, как (то делают) еллины, - да не будет! - но! - показывая только свойство и стремление нашей любви к изображению лица на иконе. Посему часто, после того как бывает уничтожено изображение, сожигаем, наконец, и икону, как дерево после этого бесполезное. Итак, подобно тому как Иаков, намереваясь умирать, поклонился (Быт.47:31) на верх Иосифова жезла, не жезл чествуя, но! - того, кто его держал: так и мы, верующие, не другим каким-либо образом целуем иконы, как часто лобызаем и наших детей, и родителей, но для того, чтобы показать сильную любовь нашей души. Ибо (почитаем иконы) совершенно так, как и иудей поклонялся скрижалям закона и двум херувимам - золотым и резным, ЧЕСТВУЯ НЕ ПРИРОДУ КАМНЯ И ЗОЛОТА, но! - Господа, Который повелел это!»
ПРИМЕЧАНИЕ: Вот скажем - и то же слово последней из трех выписок (а ведь благодаря им - не отмолчались уста нашего с вами Исповедника в лице священника и инока Иоанна Дамаскина!) настоятельно повторяется и остальными истинно-верующими, вот скажем, даже бы письменно - от священника и инока Матфея Властаря во всеобдержном его сборнике канонов: «Алфавитная Синтагма»! - Им вписывается под литерой буквы «Е», в главе 6-й: «О Святых иконах», где и вы, встречая подлинно-Богоугодное, порадуетесь важнейшим элементам Свято-Церковного нашего Предания и Писания! Знаменательно и то: в Православии его вера, повторяющая за священником и иноком Феодором Студитом, равно и словами изложения от патриарха Фoтия Премудрого, свидетельствует с Исповедниками такой Славы один-в-один относящееся к истинам вероисповедной позиции верных на предмет неложного Иконопочитания! Что-ж, пусть со следующей выпиской у нас будет только умножаться труд читателей, однако! - читая в вере и в доверии православных Христиан! - мы с вами следуем за каждым из вышеозначенных Исповедников: ими в этих текстах насущное засвидетельствовано! (Что всяко пригодится нам с вами для Иконопочитания, дароносимого на радость общения веры истинной религии да во избежание смешения с лжецами воинствующего невежества, когда «в мiре этом», увы, нет интереса у обмiрщившихся выслушать Святые книги Святых!)
ВНИМАНИЕ! «/…/ Икона называется от слова: «быть подобну»; иное - естественное изображение и иное - подражательное: то имеет отличие по отношению к виновнику не естественное, но! - личное, как сын, по отношению к отцу, ибо у сих одно естество, а два лица, а это, напротив, имеет отличие по отношению к первообразу не личное, но! - естественное, как изображение Христа по отношению к Христу, ибо у сих лице одно, а два естества; ибо иное естество живописи и иное - Христа по человечеству, по которому (Он) изображается и становится Первообразом изображения. Когда бывает поклонение иконе - воздается поклонение Христу, которого есть подобие, А НЕ ВЕЩЕСТВУ, ПРИНЯВШЕМУ ИЗОБРАЖЕНИЕ: подобно как при явлении изображения в зеркале! Ибо, прикладываясь к сему (изображению), МЫ ЦЕЛУЕМ НЕ ВЕЩЕСТВО, но! - изображение, и когда изображение, которому было поклонение, стало невидимым, - ВЕЩЕСТВО ОСТАЕТСЯ НЕ-ПОКЛОНЯЕМЫМ, КАК НЕИМЕЮЩЕЕ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ИЗОБРАЖЕНИЕМ; да и печать на перстне, отличаясь от вещества мыслию (ею выражаемою), не имеет с ним ничего общего, хотя на нем и изображена печать. Всего того, что изображается подражательно, изображается не естество, но! - лице: и поэтому первообразу соответствует изображение его не естеством, но! - лицем, то есть подражанием лицу!/…/» («Алфавитная Синтагма» Матфея Властаря, буква «Е», гл. 6 - от Исповедников Фoтия Премудрого, Феодора Студита, Иоанна Дамаскина).
Несколько далее, как об этом всегда на Диспутах не для обмана: «О Кресте: Мы, составляющие образ Креста из двух древ, когда кто-нибудь из неверных станет укорять нас в том, что поклоняемся древу, можем, разложив два древа и уничтожив образ Креста, считать их древами не имеющими значения и неверному заградить уста тем, что МЫ ПОЧИТАЕМ НЕ ДРЕВО, но! - образ Креста!» (См. выше. А также: Свв. Иоанн Дамаскин в гл. 84, и Кирилл Александрийск. в Ответах к Антиоху.)
2 -Г).
Его же, Исповедника и Богослова - Богоносного Иоанна Дамаскина, «Первое защитительное слово против порицающих Святые иконы» - в выписке: «Безтелесный и неимеющий формы Бог некогда не был изображаем никак! - Теперь же, когда (Варух,3:38-1; Тим.3:16) Бог явился во плоти, «и с человеки поживе», я изображаю видимую сторону Бога. Не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества - Сделавшемуся веществом ради меня, Соблаговолившему поселиться в веществе и через посредство вещества Соделавшему мое спасение - и не перестану почитать вещество, чрез которое соделано мое спасение! Почитаю же не как Бога - нет! - ибо каким образом есть Бог то, что возъимело свое бытие из ничего?! Хотя, по причине соединения в одном Лице Божества и человечества, тело Божие - Бог, так как оно, не изменяясь, сделалось тем, что есть и освятившее (его, но) оно (все-таки) осталось таким, чем оно было по природе: плотию, одушевленною словесною и разумною душею, получившей начало, не несотворенною! - Почитаю же и благоговею И ПРЕД ОСТАЛЬНЫМ ВЕЩЕСТВОМ, ПРИ ПОСРЕДСТВЕ КОТОРАГО СОДЕЛАЛОСЬ МОЕ СПАСЕНИЕ, как пред исполненным Божественной силы и благодати: или древо Крестное, трижды счастливое и треблаженное, не вещество?! или не вещество достойная почтения и Святая Гора?! краниево место?! или не вещество благодатная и живоносная скала, святой гроб, источник нашего воскресения?! или не вещество чернила и все-Святая книга Евангелий?! или не вещество живоносная трапеза, доставляющая нам хлеб жизни?! Или не вещество как золото, так и серебро, из которых приготовляются Кресты и дискосы, также и потиры?! Или не вещество - преимущественно пред всем этим!!! - тело и кровь Господа нашего?! - Или устрани ПОЧЕТАНИЕ И ПОКЛОНЕНИЕ ВСЕМУ ЭТОМУ или - повинуясь церковному Преданию!!! - допусти поклонение иконам, освящаемым именем Бога и друзей Божиих - и по причине этого осеняемым благодатию Божественнаго Духа! - Не порицай вещества, ИБО ОНО НЕ ДОСТОЙНО ПРЕЗРЕНИЯ! Из того, что произошло от Бога, нет ничего достойнаго презрения! Это (то есть презрение вещества) - мнение манихеев! Но! - то одно только достойно презрения: что не от Бога имело причину, а что есть наше изобретение вследствие своевольнаго отклонения и направления воли от того, что сообразно с природою, к тому, что противоположно ей - то есть грех. Если ты презираешь и запрещаешь изображения по причине [предписания] закона, КАК ПРИГОТОВЛЕННЫЕ ИЗ ВЕЩЕСТВА, то смотри - что говорит Писание: «И рече Господь к Моисею, глаголя: се нарекох именем Веселеила, сына Орова, от племене Иудина. И наполних его духом Божиим премудрости и смышления и ведения во всяком деле разумети - и архитектонствовати, и делати злато и серебро и медь, и синету, и багряницу, и червленицу прядену, и виссон сканый: и каменное дело, и различная древодельства делати во всех делех! - И Аз дах его и Елиава сына Ахисамахова от племене Данова: и всякому смысленому сердцем дах смысл и сотворять вся, елика заповедах тебе!» (Исх.31:1-6) И опять: «Рече Моисей ко всему сонму сынов израилевых: услышьте сие слово, еже завеща Господь, глаголя: возмите от себе самих участие Господу, всяк по воле сердца своего да принесет начатки Господу: злато, сребро, медь, синету, багряницу, червленицу сугубу спрядену и виссон сканый, и волну козию, и кожи овни очервлены, и кожи сини, и древеса негниюща, и елей помазания, и в сложение фимиама, и камени сардийски, и камени в ваяние и на ризу верхнию, и на поддир! - И всяк премудрый сердцем в вас, шед, да делает вся, елика заповеда Господь, скинию /…/» (Исх.35:4-11), и следующее. Вот, подлинно, ДРАГОЦЕННОЕ ВЕЩЕСТВО, хотя вами считается достойным презрения! Ибо что ничтожнее «козьей волны» или красок?! - Разве не краска - «червленица и багряница, и синета»?!»
Несколько далее: «Ибо тот невещественными глазами ума видел невещественный [образ], предоткрывавший будущее, я же - то, что воспламеняет воспоминание об Явившемся во плоти. Тень от Апостолов, платки и полотенца отгоняли болезни, изгоняли демонов. И так же не будут прославляемы тень и изображения святых? ИЛИ УДАЛИ ПОКЛОНЕНИЕ ВСЯКОМУ ВЕЩЕСТВУ - или не делай нововведений: «и не переноси в другое место вечных границ, которыя положили твои отцы!» (Притч.22:28) Они передали церковное законоположение не только чрез письмена, но и чрез некоторыя незаписанныя предания. Действительно, Божественный Василий в двадцать седьмой главе из тридцати, написанных в Амфилохию о Святом Духе, говорит буквально так: «из сохраненных в Церкви догматов и учений одни мы имеем из записанного наставления, другия же приняты нами тайно - сообщенныя нам из Апостольского предания: каковыя - те и другия! - имеют одну и ту же силу в отношении к Благочестию! - И этому не будет противоречить никто, хотя бы он, по крайней мере, немного узнал церковныя постановления, ибо если бы мы отважились отказываться от незаписанных обычаев, как будто не имеющих большого значения, то могли бы незаметно нанести вред Евангелию в самое опасное место!» Это - слова Великаго Василия!» («Первое защитительное слово против порицающих святые иконы». Цитируется по изданию: «Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных Слова против порицающих Святыя иконы или изображения» // репринт 1993 г. издания: СПб, 1893 - см. отделы, обозначенные от издателей, под №№ 16, 22-23).
В заключение же - ведь одно не без другого! - нашлось место и выпискам у нашего Святого отца, поскольку и сам-то он есть милостью Христовой инок и священник Божий, Исповедник и Богослов Православия, от которого записано слово в слово озаглавленное так: «Свидетельства древних и славных Святых отцов об иконах!»
ПРИМЕЧАНИЕ: В Своде, в пятой выписке, посреди предлагаемых читателям Святоотеческих свидетельств, содержатся пояснения также и от самого Иоанна Дамаскина, естественно, согласные Духу нашего Свято-Церковного Предания. Что и сегодня только в помощь любому из нас с вами обретать то Духовное, что помогает, как только Божье для разумных, поспособствовать прекращению иконоборческих соблазнов относительно таких икон, которые содержат Свято-подобные изображения Христа и Его Святых прямо на основе своего вещества из бумаги! - Анафема намеренному, если бы и скрытному, иконоборчеству! Смотри также под № 15 и под № 5:
«5-е, его же [см. выше: Святаго Василия], из тридцати глав к Амфилохию о Святом Духе - из главы 18 (17): «/…/ Потому, что царем называется и изображение царя, (хотя это) и не два царя. Ибо не власть не разсекается, и слава не разделяется. Ибо как правящее нами начальство и власть - одна, так и идущее с нашей стороны славословие - одно, а не многия, ПОТОМУ ЧТО ЧЕСТЬ, ВОЗДАВАЕМАЯ ИЗОБРАЖЕНИЮ, ПЕРЕХОДИТ НА ПЕРВООБРАЗ. И так, чем здесь подражательно является изображение, этим там по природе является Сын; и как в том, что сделано художественно, подобие состоит в форме, так и в божественной и несложной природе единение заключается в общности Божества! - ТОЛКОВАНИЕ: Если изображение царя есть царь, то и изображение Христа - Христос, также и изображение святого - святой. И власть не разсекается, и слава не разделяется, но! - слава, воздаваемая изображению, становится принадлежащей тому, кто изображается. Демоны трепещут святых и бегут от их тени: изображение же и есть тень - и я делаю его как изгнателя демонов! Если же ты говоришь, что соединяться с Богом должно только мысленно, то - устрани все телесное, лампады, благовонный фимиам, самую молитву, произносимую голосом, самыя Божественные таинства, СОВЕРШАЕМЫЕ ПРИ ПОСРЕДНИЧЕСТВЕ ВЕЩЕСТВА, хлеб, вино, елей помазания, Крестное знамение. Ибо все это - ВЕЩЕСТВО: (и) Крест, «губа», имеющая место при распятии на кресте, также «трость» и копие, проколовшее живоносное ребро. Или устрани почитание всего этого - что невозможно! - или не отвергай совсем и чести, принадлежащей изображениям. Божественная благодать сообщается состоящим из вещества предметам, так как они носят имена тех, кто (на них) изображается. Подобно тому, как дающая багряницу улитка сама по себе есть нечто незначительное, также и шелк и приготовленная из той и другого одежда, а если в нее облечется царь, то честь, присущая облеченному, уделяется и одеянию: ТАК И СОСТОЯЩИЕ ИЗ ВЕЩЕСТВА ПРЕДМЕТЫ САМИ ПО СЕБЕ НЕДОСТОЙНЫ ПОКЛОНЕНИЯ - а если изображаемый [на них] исполнен благодати, то, по мере веры, и они делаются участниками благодати! /…/»
ВНИМАНИЕ! - сие свидетельство Священное принято с благодарным сердцем отцами Святого и Вселенского VII Собора, как это в порядке вещей у людей верующих в силу чистоты и разума возмужавших Христиан. В Деяниях Собора, при этом, упоминается для Диспута с маловерными одна из истин общечеловеческого опыта. Поскольку, благодаря трудам рассмотрения дальнейших выписок данного Свода, будет рады отметить подобную истину о том, что «считается приемлемым историческое свидетельство «и от неверных», как об этом в аналогичных ситуациях напоминал на Диспутах сам Иоанн Златоуст [и на что ссылались «многочастне и многообразне» начетчики Староверия в наших с вами «прениях о вере» при изобличении подбрасываемых в веру верующих взглядов новолюбцев»] - да восстановим память в себе же или для братьев немощных - память об аналоге в практике даже бы вселенского Собора! Возможно же, благодаря стенографической записи его Деяний! К вящей пользе от свидетельства, предваряется выше-процитированный текст из свидетельств Великого Василия (что полезно и немощным в вере при ознакомлении с тем же свидетельством отца по выписке преподобного в Исповедниках священника и инока Иоанна Дамаскина!) следующим уточнением на основании исторического опыта человечества: «ПРИМЕРЫ В ДЕЛАХ ОЧЕВИДНЫХ ДОПУСКАЮТСЯ: как и Богоглаголивый отец (привел в пример) изображение императора!» (Деяния 4-е - с. 449 по изд.: Деяния Вселенских Соборов, СПб, 1996: репринт изд. Казанской Духовной Академии, 1908, т. 4.)
ПРИМЕЧАНИЕ - к Святоотеческому свидетельству, содержащемуся в 15-й выписке, прилагается (как средство Диспута в интересах спасения, вразумления, изобличения иконоборствующих «совопросников века сего»!) неопровержимый риторический вопрос лично от Ивана Дамаскина, которым спрашивается: «И так, если мы поклоняемся знаку Креста ИЗ КАКОГО ТО НИ БЫЛО ВЕЩЕСТВА, то, почему нам не поклоняться изображению Распятаго?!»
ПРИМЕЧАНИЕ - и от переводчика, и от издателей рассматриваемой книги в её русскоязычном переводе относительно слова «икона», обретающегося далеко не только в заглавии сего апологетического труда нашего Исповедника, дается напоминание важнейшим примечанием о следующем: «Образ, изображение, подобие, статуя… Мы обыкновенно и переводим это слово или словом: образ, или словом: изображение, или просто словом: икона… - смотря по тому, где и какое значение из этих значений более уместно /…/». ПРИМЕЧАНИЕ ФИНЕЕСЪ, будучи древлеправославным издательством, предпосылает в выписках извещение от Святых Исповедников Максима и Никифора - первое, как предыдущее по времени, смотри в примечании к документу под № 3-Е; - а во втором: «Если нужно говорить о том, откуда произошло и образовалось слово ????? [икона], то этимологически мы производим его от глагола ????, который имеет и другие значения, но собственно значит - я похож. От глагола ???? через прибавление буквы «?» произошло слово ????? [икона], обозначающее сходство. Именно поэтому и подвергается поношению со стороны врагов Истины икона, СХОДСТВУЮЩАЯ со Христом. От указанного глагола, как коренного, происходит глагол  ?????, означающий также «подобие». При таких обстоятельствах, кому из здравомыслящих не ясно, что икона Христа есть нечто отличное от Него?! - Один только «этот мудрец» (Речь о царе Константине-VI, у которого ересь его жидовствующего отношения к иконам опровергнута вполне при Диспуте, из которого позаимствована эта часть объяснения - прим.свящ.А.Ч.), не зная того, что известно всем, бредет по указанию своих страстей и влечений... Между тем, если бы хотя немного сознавал он то, что приносит пользу, он должен был бы чтить и лобзать икону Христову, по крайней мере, ввиду того отношения, какое она имеет к первообразу!» (Отношение, на которое ссылается, - об этом далее, под № 11. Там же текст цитируемого «Разбора и опровержения невежественного и безбожного суесловия нечестивого Мамоны против спасительного воплощения Бога-Слова», Опровержение 1-е. Цитируется по изд.: «Творения Святого отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского», Минск, 2001, ч. 2, с. 403.)
2 - Д).
СМОТРИ ДАЛЕЕ - под № 8, под литерами А), Б), В), выписки из свидетельств Св. Иоанна Дамаскина в изложении на старославянском книжными людьми Святой Руси, что представлено в настоящих выписках по книге 1642-го года: в ней запечатлелся Правды со времён до-раскольных: «Соборник: Слова избранныя о чести святых икон, и о поклонении». («/…/СВЯЩЕННО-словесными письмены, яже изложишя и написашя в различная времена Святии Духоноснии отцы, подвигшеся силою Святаго Духа на злочестивыя еретики, иже великую брань и лют смертоносныи яд на Церковь Божию - и на Святыя иконы! - воздвигошя!» // Лист второго счета 165-об. - в выходных зри!)
ЗНАМЕНАТЕЛЬНО И ТО: еретичествующие иконоборцы исходили изначально из неправильного определения термина «икона», считая, что здесь непременно подразумевается тождество образа и Первообраза - их единосущие друг другу. Однако! - их принципиальное различие отмечено иконопочитателями, естественно, имеющими ум Христов благодаря своему существованию в Церкви Христовой, то есть в Единстве Богоугодного Православия. Потому что, а это один из аргументов, «Иное есть изображение, иное то, что изображается» (Св.Иоанн Дамаскин). О том же, вот скажем, словами от уст Св.Никифора Исповедника - писано суть: «Икона /…/ есть произведение искусства, созданное в подражание первообразу, но отличающееся от него по существу и по материи. Если бы икона ничем не отличалась от первообраза, то она была бы уже не иконой, а первообразом». Обо всём этом еще подробнее - смотри в отделе выписок под № 11, как раз-то и посвященном памяти и проповеди настолько актуального на этот предмет Исповедника, которым, по достоинству, от Бога был явлен Святой Никифор-патриарх (всё очень и очень важно)! Так как (определяя об этом словами его кратко - относительно факта, остающегося фактом): «Те же, которые ЭТОГО РАЗЛИЧИЯ НЕ ПРИНИМАЮТ, справедливо называются ИДОЛОПОКЛОННИКАМИ» (P.G. 100, 227 В). Да! ввиду этой опасности ещё один Исповедник, которым от Бога является Феодор Студит - иерей Божий, не отмолчался «дать знать» предостережением: «Никто не будь столь безумен, чтобы истину и тень ее, архетип и изображение его, причину и следствие мыслить по существу тождественными!» (См. далее: источник указан под №3.)
ПОДОБНЫЕ СВЯЩЕННО-СВИДЕТЕЛЬСТВА НАШЕЙ СТАРИНЫ ЦЕРКОВНОЙ:
3 - А), Б), В), Г), Д), Е), Ж), З), И), К), Л).
Выписки из свидетельств Святого Феодора Студита - Богослова и иерея нашей, при исповедании Православия - Божьей, священно-иерархии, а в ней он - и Исповедник, и инок

И ТАК, ВСЯКОЕ ИСКУССТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ является подобием того предмета, с которого оно сделано, и путем воспроизведения показывает очертание первообраза, как говорит искусный в Божественных вещах Дионисий: «Истина - в подобии, первообраз - в образе; каждое из двух - в каждом из двух, исключая различия сущности!» Итак, покланяющийся изображению - покланяется тому, кого верно представляет изображение. Ибо не сущности, ТО ЕСТЬ НЕ ВЕЩЕСТВУ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОН ПОКЛАНЯЕТСЯ, но! - начертанному на нем: и в отношении тождества поклонения изображение неотделимо от первообраза, ибо в отношении подобия изображение тождественно первообразу. Поэтому и Василий Великий говорит, что царем называется и изображение царя, хотя, однако, не два царя, ибо ни сила не рассекается, ни слава не разделяется. Ибо как правящее нами господство - одно, и власть - одна, так и воссылаемое нами славословие одно, а не многие. Поэтому честь изображения переходит к первообразу. Если же она переходит к первообразу, то не разное, но одно и то же бывает почитание и поклонение, как один и тот же первообраз, которому воздается поклонение и в изображении. Но одно дело - природный образ, и другое - образ, получаемый через воспроизведение. Одно, по сравнению с причиной, имеет не природное различие, но личное, как Сын по отношению к Отцу; ибо одно Лицо Сына, и другое - Отца, природа же очевидно одна. Другое же, напротив, имеет различие природное, но не личное, - как образ Христа по отношение к Самому Христу. Одна природа вещества изображения, и другая - природа Христа; Лицо же не иное, но одно и то же Лицо Христа, хотя бы оно и было начертано на иконе, как тот же Божественный Василий говорит: «Что там Образ по воспроизведению, то здесь Сын по природе: и как в произведениях является подобие в отношении наружного вида, так в Божественной и несложной природе - единство, вследствие общности Божества».
Несколько далее: «Может быть, кто-нибудь скажет: так как поклонение есть служение, то, следовательно, иконе Христа приносится служение, вместе со Святою Троицею. Но таковой представляется не знающим различия в поклонении! - Мы покланяемся Святым, но не приносим им Божеского служения: и хотя признаем их нашими вождями в законе Божием, но! - Божеского служения им не воздается! Кроме того, пусть таковой знаете, что ПОКЛОНЕНИЕ ВОЗДАЕТСЯ НЕ ВЕЩЕСТВУ ИЗОБРАЖЕНИЯ, ибо это нам чуждо и есть дело служащих твари помимо Творца. Но! - когда в изображении Христа поклонение воздается Христу, то ВЕЩЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ остается совершенно не участвующим в поклонении, воздаваемом изображенному на нем Христу, - ради того подобия, которое принадлежит Лицу Христа и которое МЫСЛИТСЯ ОТДЕЛЬНО ОТ ВЕЩЕСТВА, ХОТЯ И В НЕМ БЫВАЕТ ВИДИМО!»
Несколько далее: «Таким же образом и подобие Христа: НА КАКОМ БЫ ВЕЩЕСТВЕ НИ БЫЛО НАЧЕРТАНО, не имеет ничего общего с этим веществом, оставаясь в Лице Христа, Которому оно принадлежит. Говоря кратко, Божеское почитание принадлежит не иконе Христа, но! - Христу, Которому в ней воздается поклонение: и покланяться ей должно ради тождества Лица Христа, несмотря на отличие сущности иконы. Таким образом - очевидно[самоочевидно, бесспорно] почитание иконы Христа основывается на учении Святых отцов. Если почитание иконы уничтожается, вместе с тем уничтожается и Домостроительство Христа: и если поклонение не воздается иконе, точно так же уничтожается и поклонение Христу.
(Зри! - рассмотри же со страхом заявленное нам с вами в предостережение по факту такого условия, дескать: «И ЕСЛИ ПОКЛОНЕНИЕ НЕ ВОЗДАЕТСЯ ИКОНЕ», в том числе - и той иконе [как об этом ясно из Богословия], у которой образ Святого нанесен отнюдь не на деревянную основу или, например, не на металлическую, а закреплена она будет с другим каким-нибудь веществом, в том числе - на заламинированной бумажной основе или за стеклом, и например, с красками из другого вещества, тогда, в сообразность такой ситуации, будет уничтожен феномен иконного поклонения теми из нас с вами, от кого уже «завиняются» «иконы на бумаге», как не-подобные! Ох, им ведь в том беда! А ведь еще И.Златоуст с похвалой ссылался на иконопочитателей, чествующих Святой образ даже бы на стеклянной основе, когда настолько хрупкий малопрочный материал  в обиходе у малоимущих «нужды ради»! - А за ворчание здесь и сейчас всяко я испрашиваю прощения! - прим. священника А.Черногора.)
И поэтому, Святой отец, должно со страхом и благоговением приступать к иконе - и покланяться ей, так как поклонение переходит ко Христу: и должно веровать, что в ней обитает Божественная благодать, и что приступающим к ней с верою она сообщает освящение! Ибо как в образе Животворящего Креста, так и в иконе все-Святой Богородицы, и всех Святых - всякое освящающее почитание икон через посредство изображенных на них первообразов восходит к Богу! И поэтому одно и только одно Божеское поклонение воздается Святой и Единосущной Троице, ради Которой бывает различное поклонение и другим, и к Которой относятся все другие поклонения!»
ПРИМЕЧАНИЕ: Сие Письмо преподобного Феодора Студита своему Духовному отцу Платону (Исповеднику, бывшему одним из участников VII Вселенского Собора) имеет в своих первых строках в такой вере, в такой её надежде и любви слова обращения сыновнего: «Мы утешаем самих себя, когда говорим со Священною главою нашею. Ибо, что утешительнее для сына, как не беседовать с отцом?! - Ибо весьма утешительно для сына беседовать с отцом: особенно же - с таким, и столь великим, что его добродетель прославляют многие города, страны и острова!» ОБНАРОДОВАНО на русском языке в изданиях: А). «Творения преподобнаго Феодора Студита в русском переводе» // СПб., изд. С.-Петербургской Духовной Академии, 2 тома, 1907-1908. Б). «Преподобный Феодор Студит. Великое оглашение», часть 2, М., изд. им. свт. И.Ставропольского, 2001, сс. 307-311. В). В приложение к изданию Святой книги Святоподобного иконопочитателя - в репринте 1993 г. издания 1893-го: «Св. И.Дамаскин. Три защитительных Слова против порицающих Святыя иконы или изображения» - смотри выше.
3 - Б).
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ