[главная][наше упование][раскол патр. Никона][раздор митр. Корнилия][ересь монаха Алимпия][богослужение][жизнь общины][отдел соц. поддержки][библиотека][фотогалерея][контакты]
Кстати, и на епархиальном съезде Московской епархии 2007 г. вопрос о необходимости наставления приходящих к вере поднимался. Говорилось и о проблемах, которые вызывает отсутствие периода оглашения, когда всех крестят без разбора. Да только до собора этот вопрос так и не донесли. А зачем? Ведь интереснее и безболезненнее решать вопросы о юбилеях и о реставрации Рогожской слободы…
А ведь прямая обязанность соборов решать догматические вопросы, устранять нарушения церковных законов, примирять разногласия между христианами (37-е пр. святых Апостол, 8-е пр. 6 Вселенского собора, 6-е пр. 2-го Вселенского Собора). Но соборы теперь сами нарушают и пренебрегают тем, то, что должны блюсти.
Вот и получается, что в современном РПсЦ «надо этот (и многие другие) обычай официально восстанавливать», а без этого церковные правила для них не указ. Теперь можно «по старинке» обходиться и без периода оглашения перед крещением и без исповедания Веры и без соблюдения церковных правил. Вот такое отношение члена канонической комиссии к нарушению канонов. Куда уж дальше?
Все можно, да не все полезно, о. Вадим, поэтому тебе как члену канонической комиссии вместо пустого (прости Христа ради, не хочу тебя обидеть) прекословия хорошо было бы потрудиться над возможностью разрешения этих вопросов на ближайших соборах. Глядишь, и раскол уврачуется, и христиане пользу душевную получат. А что может быть любезней сего для Господа нашего Исуса Христа? Аще заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей: якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох и пребываю в его любви.
СОБОР. 1.3. На основании всего перечисленного, по примеру и заветам Святых Отцов, мы заявляем о вероотступничестве РПсЦ, считаем это церковным раздором (ересью 3-го чина) и разрываем с ней каноническое общение, не желая участвовать в беззакониях и погибели человеческих душ.
О. ВАДИМ. Раздором, то есть самочинным сборищем, по 1 правилу св. Василия Великого, называются «собрания, составляемые непокорными презвитерами или епископами и ненаученным народом. Например, аще кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам: а сам удержав за собой предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив кафолическую церковь: сие есть самочинное сборище». Под это определение подходит новосозданная «ДЦХ».
ВОЗРАЖЕНИЕ. Приведенное выше правило подтверждает каноничность решения собора Древлеправославной Церкви Христовой. Действительно, кто же, как не РПсЦ сегодня является раздорником? Ведь посмотри, на соборе, быв обличены во грехе (а именно, в дружестве с еретиками на церковном уровне), администрация митрополии во главе с митрополитом, не принесла должного покаяния (свидетельством покаяния служило бы проклятие ересей, в которых их обвиняли, как этого требуют церковные правила (например, 2-е пр. 6 Вселенского Собора). Напротив, митрополит и его последователи не покорились правилам. И используя преимущества своей власти, и устроили гонение на ревнителей чистоты Веры, которым просто не давали выступать, перебивали, оскорбляли и в конечном итоге, как уже говорилось выше, обвинили в клевете, хотя ни одно из предъявленных обвинений по существу опровергнуто не было. Далее митрополит сам, удержал за собой предстояние и священнослужение, хотя уже и был удален от священнослужения Православной Церковью за отступление от Веры. Отказавшись анафематствовать еретиков, сам стал под анафемой (1-е пр. 2 Вселенского Собора, 2-е пр. 6-го Вселенского Собора). А стало быть, оставил кафолическую церковь, ибо еретики не находятся в лоне Церкви, но своими лживыми мнениями удаляются от нее. Вслед за ним отступили и другие, а именно большинство соборян, поддержав безчестие своего владыки. Почему и составили собрание, составляемое непокорными церковным канонам, т.е. Церкви, презвитерами, епископами и ненаученным народом. Что, как справедливо говорит св. Василий Великий, и является самочинным сборищем или раздором. Ибо, какое может быть смешение света с тьмой, или Христа с лукавым.
СОБОР. 2.3. Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии, является канонической правопреемницей Русской Православной старообрядческой Церкви (РПсЦ), и руководствуется всей полнотой православного Священного Писания и Предания, уложениями Вселенских и поместных Соборов, правилами святых Отцов и решениями предшествующих Освященных Соборов по 2006 год включительно.
О. ВАДИМ. Ниже, в пп.7.2.и 7.3, участники данного собрание пишут, что не признают и «отменят» некоторые соборные решения 2006 и 2002 годов, а в п.7.1 вообще пишут, что будут перепроверять заново все решения прежних соборов на предмет их правильности и «исполняемости».
ВОЗРАЖЕНИЕ. И это справедливо, учитывая порочную практику проведения соборов РПсЦ, на которых, как правило, те или иные решения принимаются не в соответствии с церковными канонами, а простым большинством голосов делегатов собора. Как получилось, например, с решениями собора 2006 г. относительно Белокриницкой митрополии, или решениями собора 2007 г. относительно митрополита Корнилия, священноинока Симеона, епископа Силуана и т.п.
СОБОР. 4. О кандидатах в архиереи.
4.1. Подтвердить избрание Ванчева Александра Ивановича кандидатом в епископы на Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока епархию Дрелеправославной Церкви Христовой и призвать его выразить христианское послушание Голосу Церкви.
4.2. Обязать епископа Германа совершить поставление Александра Ванчева в епископский сан на Рожество Христово 2008 года.
О. ВАДИМ. Апостольское 1 правило предусматривает рукоположение 2 или 3 епископами; если участники данного собрания признают Белокриницкую Митрополию в г. Браила православной, а не «еретической», то обязаны просить ее епископов согласиться со своим решением и участвовать в рукоположении; таким образом, данный пункт, обязывающий епископа Германа совершить единоличное рукоположение, абсолютно антиканоничен.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Такую же необоснованную претензию в свое время выставляли никониане Белокриницкой иерархии. Но, как известно, в трудные для Церкви времена бывают и некоторые послабления правилам, которые не являются их нарушением. Нередки были случаи в истории Церкви, когда православные епископы единолично рукополагали епископов. Учитывая трудность ситуации сегодняшнего времени, когда из всех епископов РПсЦ только епископ Герман открыто встал на защиту Православной Веры.
Хорошо разобран этот вопрос в труде епископа Арсения Уральского «Истинность старообрядствующей иерархии противу возводимых на нее обвинений» перечисленные факты и доводы, из которого, подтверждают каноничность единоличного рукоположения.
«Каждый православный епископ есть вселенский епископ, и как таковаго рукополагают не два, три и так далее епископов, а епископство православного вселенства. Всеконечно на посвящение каждого из них не могут существительно стекаться епископы от всех стран света, но подразумевается, что все они свое полномощие и свою обязанность духовно участвовать при каждом епископом рукоположении, через старейших передают епископам ближайшим к той епархии, которая вдовствует, на сих возлагая ответсвенность пред всем вселенством за честность выбора. Таким образом, каждый епископ, становясь епископов ввереннаго ему града, вместе с сим становится епископом вселенским, приемником апостольства и свидетелем Христа, и как за него при рукоположении ручалось все вселенское епископство, так и он обещается всему вселенству быть подлинным и ревнительным членом вселенства, то есть попечений о не прикосновенности Христовой истины не ограничивать ближайше-вверенным ему городом, а заботы свои простирать на всю вселенную. Сие же, всеконечно, надлежит не ко временам мира Церкви и церквей, а ко временам обуреваний.
В этом то качестве вселенских епископов и апостолов подвизались архиереи Божии Афанасий Великий, Евсевий Самосатский, Автоном Италийский и многие другие. Так в Прологе под 23-м марта, некий из епископов поставил презвитером преподобномученика Никона, а через три лета и епископом, для ста девятидесяти пустынных иноков. Под 9-м апреля, епископ Илиодор един постави Дисана презвитера. Под 15-м декабря, святый Стефан Сурожский един клирика своего постави в наместника своей архиепископии. Святый Иоанн Златоустый в Куксе, место его изгнания, един рукополагал епископов (Маргарит, Житие его, л. 158 об.). Сидерий епископ палебисцинский рукоположен был одним епископом, и Афанасий Великий, не только подтвердил рукоположение, но и возвел его в митрополита птолемаидскаго (Памятники древней Христианской Церкви, т. 1, с. 88). И в более близкое к нам время, Мелетий патриарх александрийский Гедеона Львовскаго, оставшагося единственным епископом в Малороссии, уполномочил единолично, при участии только нисшаго духовенства и граждан, поставить для нея митрополита и епископов (Книга Кирилова, л.487).
Одного из таковых, Евтафия архиепископа антиохийскаго, восхваляя Иоанн Златоустый за то, что во время обуреваний Церкви, он не ограничился попечением об одной Антиохийской церкви, а сам, посещая все места и посылая избранных, воодушевлял всех, говорит: Он Был хорошо научен благодатию Духа, что предстоятель должен заботиться не о той одной церкви, которая вверена ему Духом, но и о всей Церкви по Вселенной (Слова и беседы на разные случаи, т.1, с. 65).
Так точно и митрополит Амвросий не во времена мира вошел в пределы старообрядчества, а во времена тягчайших обуреваний, когда по всей России разрушались и запечатывались олтари Господни, и, за крайним оскудением совершателей таинств, староправославный народ дичал и вырождался в безпоповство. Стало быть, присоединившись к старообрядчеству и затем один рукоположив себе наместника, Амвросий Церковь нашу утвердил, навсегда низложив насилие, надеявшееся недозволением священства искоренить Ея. И сие повторить вынуждаемся, что правила Церкви не на разорение, а на созидание Ея суть установлены. И ежели что было установлено на времена мира на созидание, во времена обуреваний может служить к разорению, то сие никак не должно быть приводимо во исполнение, иначе духом и смыслом было бы пожертвовано букве.
К сим убо не буквы и писмене рачителем, а, по апостолу, духа служителем достойно есть сопричислить и митрополита Амвросия, разсуждая тяжкие лишения, постигшыя старообрядство во дни императора Николая. И не сего точию Амвросия, а весь светлый сонм поименованных служителей духа защищая против наших наветников, приведем несколько правил духа и жизни на случаи подобных лишений.
От 37 правила Шестаго Вселенскаго Собора: Нуждою времени и препятствиями в соблюдении точности (правил) не должны стесняемы быти пределы управления (Правило полнаго перевода).
В толковании Аристина: Нужда бо времени на пакость тому не будет, якоже епископства его уничтожити сан.
Феодор Студит: Во время ереси по необходимости не все бывает непременно по правилам, установленным во время мира (письма его, ч. 2, с. 554).
Никон Черныя Горы: … добре убо рекоша святи отцы, яко и доброе не в свое время приемлемо, на злое происходит, не от своего естества, но от нерзсуждения приемлющих е, внимаем убо опасно, да коеждо писание примет… время свое, а не безвременье (Никон Черныя Горы, слово 2)….
Геннадий Схоларий, патриарх константинопольский (время взятия сего града турками), в ответе к синаитам говорит: «Уверяем вас о Господе, что кто в наше время требует строго соблюдения всех обычаев и уставов Церкви, как это было во время свободы христианства, тот есть враг христианства, и налагает бремя на безсильных: а кто прощает малое, да сохранит целое, тот имеет дух апостольский» (Летопись церковных событий архимандрита Арсения, лето 1460)».
Скажем и мы за еп. Арсением Уральским нашим современным порицателям, что мы должны быть, не только свободны от нелепых нападок за якобы антиканоничные деяния, но напротив сами порицатели наши «подлежат предосуждению наравне с врагами христианства».
СОБОР. 7. О правомочности ряда решений прежде бывших Освященных Соборов РПсЦ.
7.1. Поручить Духовному Совету Древлеправославной Церкви Христовой создание комиссии по рассмотрению каноничности и исполняемости решений прежде бывших Соборов Древлеправославной Церкви Христовой и Русской Православной Старообрядческой Церкви.
О. ВАДИМ. Этот пункт полностью противоречит п.2.3., которым участники данного собрания объявляют, что основываются на решениях прежде бывших Соборов РПсЦ.
ВОЗРАЖЕНИЕ. О. Вадим весьма высокого мнения о прежде бывших соборах РПсЦ, но нигде не говорилось, что Церковь Христова должна руководствоваться только их решениями, это не православно. Потому что основными законами православной жизни являются: Священное Писание и Предание, решения Вселенских и Поместных Соборов, правила и учение святых Отец, которые засвидетельствованы и приняты Церковью, как незыблемые догматы. Решения всех последующих соборов, в т. ч. и предыдущих Освященных соборов РПсЦ могут приниматься только при соответствии вышеуказанным канонам и это вполне канонично, как видим из истории Церкви. Например, тот же упоминаемый нами случай с карфагенским собором при священомученике Киприане, когда решения собора были в целом приняты и подтверждены, а ошибочное мнение о перекрещивании еретиков было упразднено.
Учитывая, что за последние годы на соборах РПсЦ принято много несуразностей, начиная от Устава РПсЦ и кончая оправданием ереси митрополита Корнилия, возникла настоятельная потребность в рассмотрении и оценке решений прежде бывших соборов РПсЦ на предмет их соответствия церковным канонам.
СОБОР. 8. Об экуменизме и толерантности.
8.1. Признать Экуменизм - неправославным, противоречащим святоотеческому Преданию учением, касающимся вопросов канонических границ Церкви и спасительности инославных сообществ, которое проявляется:
- в проповеди спасительности всех или нескольких религий;
О. ВАДИМ. Неверно; экуменизм провозглашает равноспасительность всех христианских деноминаций, а не только нескольких.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Невнимательное прочтение привело к такому поспешному замечанию. Посмотри еще раз: проявляется в проповеди спасительности всех или нескольких религий.
ДАЛЕЕ СОБОР. - в представлениях о наличии полноты истины Христовой в разных вероисповеданиях, отказе именовать еретиков еретиками и применять к ним необходимые канонические нормы;
О. ВАДИМ. Экуменизм не признает вообще церковных правил.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Перечисленные отступления как раз и свидетельствуют о непризнании Церкви, а стало быть, и Ее правил.
ДАЛЕЕ СОБОР. - в обосновании религиозных разделений причинами не вероисповедными, а историческими обстоятельствами, культурными и политическими особенностями и допущением возможности светских путей уврачевания религиозных разделений;
О. ВАДИМ. Действительно, новое разделение вызвано скорее не вероисповедными, а другими причинами; вообще этот пункт не соответствует реальному учению экуменистов.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Как раз, о. Вадим, даже очень соответствует. Такое учение, например, открыто исповедует экуменист Симеон Дурасов. Это же учение делом проповедует убежденный экуменист м. Корнилий. На сегодня РПсЦ соборным большинством оправдывает обоих (пп. 4.1. и 9.1. соборных деяний РПсЦ 2007г.), а значит, разделяет это учение, хотя на словах и отметает (см. п. 2.3. все тех же деяний). Именно такая двойственность в исповедании веры в современном РПсЦ (отвергать экуменизм как ересь, но в тоже время оправдывать его адептов) и явилась основной причиной возникшего церковного разделения.
ДАЛЕЕ СОБОР. - в представлениях о равночестности и равноспасительности таинств и священнодействий, совершаемых Святой Церковью, новым, искаженным обрядам и священнодействиям еретиков;
О. ВАДИМ. Экуменисты вообще безразлично относятся и к обрядам, и к их отсутствию.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Экуменисты проповедуют единство в многообразии форм.
ДАЛЕЕ СОБОР. - в допущении или оправдании молитвенных, литургических и других действий совместно с инославными и нехристианами, оправдании участия христиан в таинствах и молитвах еретиков;
О. ВАДИМ. Экуменисты не оправдывают, а пропагандируют и насаждают совместные моления представителей разных религий.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Непонятно, в чем противоречие?
ДАЛЕЕ СОБОР. - в учении об апостольском преемстве, которое, якобы, состоит исключительно в рукоположении, предполагающем, что это является главным отличительным признаком церковности, а также в том, что ереси второго и третьего чина, якобы, не вполне лишены спасительной благодати;
О. ВАДИМ. Экуменисты вообще никакого значения не придают апостольскому преемству хиротонии.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Нет, о. Вадим, экуменисты используют до времени учение об «апостольском преемстве» как некий крючок для уловления относящих себя к христианам.
ДАЛЕЕ СОБОР. - представлением, что обыкновенное неразборчивое общение на церковном уровне, якобы, не является законопреступным.
О. ВАДИМ. Экуменисты выступают за всеобщее и полное молитвенное общение представителей всех христианских конфессий, не говоря уже о простом житейском общении.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Об этом уже упоминалось выше, читай внимательнее, о. Вадим.
СОБОР. 8.4. Считать религиозную Толерантность одной из форм проявления экуменизма, заключающейся в преступной терпимости по отношению к проповеди неверия, иноверия, секуляризации (обмирщения) и различных еретических заблуждений.
О. ВАДИМ. На самом же деле толерантностью принято называть терпимость, то есть мирное сосуществование с инакомыслящими; Св. Иосиф Волоцкий проповедует в книге «Просветитель»: если еретики не вовлекают в свою ересь православных, то с ними надо мирно сосуществовать.
ВОЗРАЖЕНИЕ. В соответствии со сказанным прп. Иосифом Волоцким в его «Просветителе» об отношении к еретикам, терпимость к ним, когда они проповедуют неверие, иноверие, секуляризацию (обмирщение) и различные еретические заблуждения, является преступной.
В целом же, все «придирки» о. Вадима по пункту об экуменизме настолько несущественны и необоснованны, что не ясен смысл их написания. Может быть, автору хотелось просто повредничать? Интересно, что когда собор РПсЦ принимал весьма куцее определение по экуменизму, вышеназванный отец молчал. Не секрет, что поднятие вопроса по экуменизму на соборном уровне не входило в планы администрации митрополии. Если бы не Открытые письма христиан, возмущенных экуменической деятельностью нынешнего священноначалия РПсЦ, вопрос бы этот вообще не всплыл на соборе - его бы просто замяли, как это уже было на соборе 2006 г. в Белой Кринице.
Итак, разобрав и последовательно ответив на все недоумения о. Вадима, очередной раз убеждаемся в его излишней предвзятости и самонадеянности. Вместо канонической оценки произошедшего на соборе РПсЦ церковного раздора и скорейшего его уврачевания, защитники «чести» м. Корнилия вбивают все больший и больший клин в отношениях со своими недавними братьями. Это не может не огорчать искренне переживающих за единство Церкви. Потому что, как в свое время говорил благочестивый император Иоанн Кантакузин:
«Ни одна дружба, ни одно самое полное соединение не может сравниться с Духовным единением и любовью Церкви. Да что я говорю о многих?! Даже отдельный человек, даже индивидуум не может сам по себе быть цельным и единым так, как Духовный человек, т. е. вся Церковь, ибо именно Церковь есть Тело Господне, Голова коего - Христос.
И поэтому тот, кто хочет расколоть Церковь, раскалывает само Тело Господне и сам есть распявший Господа и проткнувший бок Его копием. Я того в первую очередь приравниваю к распявшему Его, кто вызвал этот нынешний раскол. Но я сказал бы, что тот, кто может соединить Церковь, но не сделал этого либо из-за собственного пристрастия, либо по какой бы то ни было причине, не лучше первого, и что про этого человека можно сказать, что даже кровавый мученический венец не освободить его от кары; ведь на моей стороне сказавший: Если страдает кто, не венчается, если не законно страдать будет» (из беседы прп. царя и инока Иоанна Кантакузина с папским легатом Павлом).
Со своей стороны мы постарались показать те отступления митрополита Корнилия и его последователей, которые привели Церковь к расколу. Надеемся, что у митрополита хватит благоразумия, найти в себе мужество, и искренне раскаявшись в содеянных прегрешениях (в том числе и через проклятие еретиков) оставить путь раздорничества, и вернуться на тот единственный Путь спасения, который нам указан Господом нашим Исусом Христом - путь следования Его заповедям.
Игорь Важенин,  март 2008 г.


ОБ ОТНОШЕНИ К ЕРЕТИКАМ
СОГЛАСНО УЧЕНИЮ ЦЕРКВИ

...митрополит и его последователи, отвергнув единственное целительное средство от еретической заразы, а именно соборное исповедание веры и проклятие ереси, предпочли уклониться в раздор, и поставить себя вне Церкви Христовой!
И.В. Важенин, рогожанин,
член Духовного Совета в лето Господне 2008-е

НА МИНУВШЕМ Соборе РПСЦ в октябре 2007 большое внимание было посвящено разбору открытых писем выражавших недоверие новому курсу административного аппарата Церкви (митрополии), курсу характерному скорее адептам экуменизма, чем православным. Где же это видано, чтобы православные заявляли о единстве с нечестивыми еретиками, слали пламенные поздравления представителям иных религий с их религиозными праздниками, давали братское целование главам еретических сообществ или учили о возможности спасения вне Церкви Христовой?!

МИТРОПОЛИТ КОРНИЛИЙ, наиболее отличившийся в указанных нечестиях, на соборе пытался всячески отмежеваться от своих неканоничных деяний. Он отказывался от своих слов, утверждал, что его поступки не так поняты, а в некоторых случаях даже оклеветаны. Тогда митрополиту неоднократно предлагалось проклясть еретиков, в дружестве с которыми его подозревали, и тем самым подтвердить свое православие. Это была единственная возможность разрешить конфликт и внести мир в ряды Церкви. Но, к сожалению, митр. Корнилий промолчал, он не стал проклинать ереси, не стал говорить и о своем уповании. Более того, некоторые «защитники» митрополита, подобно протоиереям Валерию Шабашову и Леонтию Пименову, не стесняясь, просили ни в коем случае не произносить анафемы, пугая собравшихся возможными гонениями на Церковь от прониконианских властей. В итоге, вопрос о вероисповедании митрополита остался открытым. И на сегодня у нас нет оснований считать его православным, ведь он отказался публично засвидетельствовать свою веру перед собором. Причастность к Церкви свидетельствуется только исповеданием веры, в чём убеждает как здравое рассуждение, так и многовековая история Церкви.
СВЯТОЕ ПИСАНИЕ ОБ ИСПОВЕДАНИИ ВЕРЫ И О ПРОКЛЯТИИ ЕРЕСЕЙ
Начнем с того, что без правого исповедания веры как таковой нет Церкви: «на сем камени созижду Церковь Мою и врата адова не удолеют ей» (Мф., зач. 67).

Итак, если сам Господь полагает правое исповедание веры непоколебимым фундаментом Церкви, кому тогда подобен преступающий Его заповедь и творящий по своему хотению? Не тем ли, кто строит свой дом на песке еретических заблуждений, рассыпающийся от малейшего дуновения Слова Божьего...

«Всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех» (Мф., зач. 38). «Сими словами побуждает к исповедничеству, не довольствуется верой таимой в душе, но хочет, чтобы она исповедуема была и устами» (Благовестник). Верховный апостол Петр, помня слова Спасителя, наставляет и нас: «Готовы же присно ко ответу всякому вопрошающему вы слово, о вашем уповании, с кротостию и страхом, совесть имущее благу. Да онемже клевещут вас аки злодея, постыдятся злословящии ваше благое о Христе житие» (1Петр., зач.60). Св. Феофилакт Болгарский толкует это место так: «Слова «Готовы же присно ко ответу» должно соединить со словами совесть имущее благу, ибо когда будете делать это с кротостью и благоговением, тогда и сами уверитесь, что вы имеете добрую совесть и имеющих дурное понятие о вас постыдите. Апостол повелевает верному человеку всегда быть готовым к отчету о вере, чтобы, когда ни стали спрашивать нас о вере, мы всегда могли легко отвечать и делать это с кротостию, как все вообще, как бы в присутствии Самого Бога, ибо в присутствии своего господина ни один благоразумный раб не бывает дерзок. Польза от сего та, что неверные узнают, каковы мы, и будут справедливы к нам» (Благовестник). Только в исповедании того, что заповедал Господь, и передали Святые апостолы, есть залог нашего спасения. От иных же учений верным нужно всячески уклоняться: «Аще кто грядет к вам и сего учения не приносит, не приемлите его в дом, и радоватися ему не глаголите» (2Ин., зач.85). Свято хранил Апостольское Предание вселенский учитель Василий Великий. Призывал и нас поступать так же: «Вот, братия, тайны Церкви; вот предания отцов. Объявляю всякому человеку, боящемуся Господа и ожидающему Суда Божия, не увлекаться различными учениями. Кто иначе учит и не приступает к здравым учениям веры, но, отвергнув словеса Духа, собственное свое учение ставит выше евангельских догматов, такового берегитесь» (Послание к жителям Сизополя). Берегитесь, что бы не иметь одной части с проклятыми перед Богом и отлученными от его благодати: «но и аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом, анафема да будет. Якоже предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да есть» (Гал., зач.199).

ПРОКЛЯТИЕ ЕРЕСЕЙ И ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ КАК СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ
Нет ничего страшнее, для христианина, чем оказаться вне Церкви Христовой и быть лишенным даже надежды на жизнь вечную. Поэтому истинные чада Церкви свято хранили переданное от Господа, и по примеру св. апостола сторонились и проклинали (предавали анафеме) дерзнувших вносить свои измышления в Святое Предание. О том, что проклинать ереси - есть учение Святых отцов, свидетельствуют их труды, сохранившиеся до наших дней. Св. Дионисий Александрийский в «Послании к папе Стефану»: «У них, если кто произносил что-либо нечестивое о Боге, как делают люди, считающие Бога лишенным милосердия или вводящих почитание новых богов, того закон предписывал побивать камнями, а мы будем поражать их словами здравой веры. Кто не принимает, изменяет и извращает таинство, установленное Христом, или проповедует, что Христос не есть Бог или не был человеком, или не умер, или не воскрес, или не придет судить живых и мертвых, или кто благовествует не то, что мы благовествовали, анафема да будет, как говорит Павел. Кто отрицает воскресение, к мертвым да причтется». Св. Иоанн Златоуст в «Слове об анафеме» также призывает проклинать ереси: «Еретические учения, несогласные с принятым нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении». Прп. Ефрем Сирин: «Да будет проклят читающий Писания и противоречащий им, читающий апостолов и противящийся их учению. Блаженна ты, Церковь верных: ибо Царь царей утвердил в тебе Свое жилище» (см. его Творения, т.1, с.23). Св. Григорий Палама в «Омилии о исповедании веры» говорит: «Всех не исповедующих и не верующих в то, как Святый Дух провещал через пророков, как повелел Господь, когда Он явился нам во плоти, как свидетельствовали Им посланные апостолы, и как отцы наши и их преемники нас учили, но выдумывающих их личные ереси или следовавших до конца за теми, которые их плохо научили, мы отвергаем и предаем анафеме». В своем труде, посвященном Преданию Церкви прп. Викентий Лиринский пишет: «Следовательно, возвещать христианам православным что-нибудь такое, чего не приняли они, никогда не позволялось, никогда не позволяется, никогда не будет позволяться, и анафематствовать тех, которые возвещают что-либо кроме раз и навсегда принятого всегда должно было, всегда должно и всегда будет должно. А когда так, то кто или столь дерзновенен, что возвестит что-нибудь такое, что не возвещено в Церкви, или столь легкомыслен, что примет что-нибудь такое, чего не принял от Церкви?! Сосуд избранный, учитель языков, труба апостольская, провозвестник вселенский, таинник небесный - апостол Павел не один раз, но дважды, и всем, и навсегда, и повсюду громогласно вопиет через писания свои: «кто бы ни возвестил новое учение, да будет предан анафеме»! Ниже по тексту: Святой отец прямо говорит, что проклинать еретиков и хранить Предание Церковное есть свойство православных: «…у всех ересей введено почти в обычай и постановлено, как закон, всегда услаждаться непотребными новинами, гнушаться древними узаконениями и через прекословия ложно так называемого ими знания претерпевать кораблекрушение, в вере. А вот православным, напротив, действительно свойственно сохранять предания и заветы святых отцов, осуждать непотребные новизны - и, согласно слову апостола, дважды изреченному им, анафематствовать того, кто благовестит не то, что принято. Ниже по тексту: «…поистине необходимо, чтобы все православные, заботящиеся показать себя законными чадами матери Церкви, прилеплялись к святой вере святых отцов, неразрывно были соединены с нею, умирали в ней, а непотребные новизны нечестивцев проклинали, страшились их, нападали на них, преследовали их» («Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков»).

Светоч земли Русской, истребитель заразы жидовской - прп. Иосиф Волоцкий в «Просветителе» (Слова 14-е), приведя множество свидетельств из Церковного Предания, утверждает, что проклинать еретиков должны все христиане: «Мы уже привели достаточно из святых книг о том, что всем людям - и святителям, и священникам, и инокам, и всем христианам - следует не только осуждать еретиков и отступников, но и проклинать их, цари же, князья и судьи мирские должны отправлять их в заточение и предавать лютым казням».

ПРОКЛЯТИЕ ЕРЕСЕЙ И ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ КАК ЦЕРКОВНАЯ ПРАКТИКА
Нет другого способа подтвердить чаяния своего сердца, нежели как открыть их перед вопрошающими. Только таким образом Святая Церковь отделяла пшеницу православной веры от еретических плевел: исповедовавшие Правую Веру пребывали в единстве Церкви, исповедовавшие чуждое Православию, причислялись к еретикам и проклинались по заповеди Господней: «Аще же и Церковь преслушает, буди ти якоже язычник или мытарь» (Мф., зач.75).

Святые отцы не только словом, но и делом показывали - как следует христианам относиться к Преданию Церкви. Преподобный Иосиф Волоцкий в «Просветителе» (Слово 13-е) на примерах из житий Святых отцов показывает необходимость осуждать и проклинать ереси: «Теперь скажем еще об одном еретическом мнении: если, мол, и подобает судить или осуждать еретиков или отступников, то подобает это царям, князьям, святителям и судьям мирским, а не инокам, которые отреклись от мира и от всего, что в мире, и которым подобает лишь внимать себе и никого не осуждать - ни еретика, ни отступника. На это мы ответим следующее. Если инокам не подобает осуждать ни еретика, ни отступника, то как же Антоний Великий осуждал их? Ведь он говорил, что слова еретиков страшнее яда змеиного, и наказывал ученикам своим не иметь никакого общения с мелетианами или с арианами и прочими еретиками. И святой Пафнутий исповедник, бывший на Первом Соборе, вместе со Святыми отцами осудил Ария в заточение. Да и преподобный Пахомий всегда осуждал еретиков и говорил, что вступающий в общение с еретиками и читающий писания Оригена, Мелетия, Ария и прочих еретиков сходит на дно ада. Также и Макарий Великий вышел из пустыни ради того, чтобы осудить еретика и прекратить его ересь, что и сделал. И преподобный Ефрем Сирин, услышав, что умножаются еретические мудрования Аполлинариевы, оставил пустыню и пришел в Константинополь, и не только осудил Аполлинария, но и предал его злой смерти своим благорассудным искусством. Дивный же Исаакий Далматский поселился в пустыне с самых младенческих лет, но когда услышал, что Валент распространяет Ариеву ересь, пришел в Византию, и не только осудил Валента, но и предал огню. И Василий Великий жил в Понте, пребывая в безмолвии, вместе со святым Григорием Богословом; когда же они услышали о множестве еретиков, пришедших в Кесарию, то оставили свои жилища и отправились в Кесарию, и оставались там, пока не прогнали всех еретиков. Также и великий Евфимий, хотя сам и не был на Третьем Соборе, но послал на Собор своих учеников и повелевал осуждать и проклинать еретиков. Святой же Авксентий, который по причине глубокой старости и великих трудов не мог пойти на Собор святых отцов, когда те собрались для осуждения ереси Нестория, повелел привести пару волов и отвезти его на Собор, чтобы осудить и проклясть еретиков. Точно так же и святой Даниил Столпник, который не мог ходить своими ногами вследствие сильной немощи, повелел людям отвести его на Собор святых отцов, чтобы проклясть и осудить еретиков. Подобным образом поступил и Савва Освященный: увидев, что умножается ересь Северова, он отправился из Иерусалима в Константинополь, к царю Анастасию, и умолял его осудить и проклясть еретиков. Великий же Феодосий, увидев, что Северова ересь распространяется по миру, оставил монастырь, вышел из пустыни и обходил села и города, чтобы утвердить верных и осудить и посрамить еретиков. Потом он собрал всех иноков, пришел в Иеросалим с Саввою Освященным, и они вошли в церковь, а следом за ними шли ученики их, множество иноков, около десяти тысяч. И Феодосий Великий и Савва Освященный взошли на амвон и осудили и прокляли Севера и всех еретиков. Так же было и на Шестом Соборе: вместо патриарха Александрийского прибыл монах Петр со Святыми отцами и осудил еретиков» (прп. Иосиф Волоцкий, Просветитель, Слово 13-е). Считающим себя хранителями Старой Веры, уместно поставить в пример инока Епифания - сподвижника протопопа Аввакума, вышедшего из пустыни, чтобы осудить непотребные новины патриарха Никона (см. его «Житие»).

Не только лично, но! - и соборно Святые отцы проклинали ереси. Именно по исповеданию своей веры были отделены от овец Христовых, еретические козлища: Арий, Евномий, Несторий, Валент, Север…. имя им - «легион»! Уместно вспомнить здесь авторитетные для любого православного христианина семь Вселенских Соборов - семь непоколебимых столпов Веры. Как известно главным поводом для собрания каждого из Соборов была защита Церкви от бесноватых еретиков. Как в действительности исповедали веру и анафематствовали злочестивые ереси Святые отцы на Вселенских Соборах, красноречиво описано в соборных «Деяниях». Кому интересно, может обратиться к ним и прочитать об этом подробно. Мы же вкратце скажем о причине собрания каждого из них. Итак, первый Собор в Никее был собран на потребление лжеучения нечестивого Ария, не признавшего единосущность Сына Божия Богу Отцу. Второй Собор в Константинополе осудил и проклял духоборца Македония, а также Аполлинария и Савеллия, учивших, что плоть Господа нашего Исуса Христа не имела души и ума. Третий Собор в Ефесе предал анафеме безумного Нестория, утверждавшего, что Христос есть простой человек, а не воплотившийся Бог. Четвертый Собор в Халкидоне собрался против лживых басен Диоскора и Евтихия не признавших вочеловечении Бога и Спаса нашего Исуса Христа, и предал их анафеме. Пятый Собор в Константинополе проклял Оригена, Евагрия и Дидима, распространявших мнения о прощении демонов, о том, что вечные муки все-таки будут иметь конец, что тела наши не воскреснут вместе с нами и много прочих небылиц. Шестой Собор в том же Константинополе разобрал Феодора, Кира, Сергия, Пирра, Павла и Петра, отрицавших во Христе две воли и два действия, и предал их проклятию. Наконец седьмой Собор в Никее торжественно предал анафеме иконоборческую ересь. После окончательной победы Церкви над иконоборческой ересью, которая продолжалась и после VII-го Вселенского Собора, в храме Святой Софии в Константинополе на Соборе 843 г. при патриархе Мефодии Святыми отцами был утвержден чин Торжества Православия. Собор постановил, чтобы в память восстановления иконопочитания, совершать праздник Православия ежегодно в первый воскресный день Великого поста. В этот праздник было принято: выносить для поклонения и целования честные иконы; благодарить Бога за торжество Церкви над ересями; произносить исповедание веры; анафематствовать ереси; возглашать похвалы защитникам веры. Как об этом свидетельствует св. Геннадий Схоларий в «Слове на Торжество Православия»: «Поэтому Бог законоположил Церкви, чтобы вместе с уже воздвигнутыми трофеями, полученными Ею за последние Ее успехи и подвиги, также были бы воздвигнуты победные памятники Ее прежних борений; и при иных, как видите Божиих почестях, выраженных Ей, также следовало Ейпровозгласить похвалы стоявшим поистине даже до смерти за Нее защитникам Ее, поборникам Матери Церкви, а также всенародные анафемы и публичные отречения против тех нечестивцев, которые обострили на Нее свои разнузданные языки и подняли на Нее руку».

ПРОКЛЯТИЕ ЕРЕСЕЙ И ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ КАК ЦЕРКОВНЫЙ КАНОН
То, что исповедовать веру и проклинать ереси есть церковный канон, говорят соборные определения. Для примера рассмотрим постановления Вселенских Соборов. Итак, в 1-ом правиле II-го Вселенскаго Собора говорится: «Святые отцы, собравшиеся в Константинополе, определили: да не отменяется Символ веры трех сот осми-на-десяти отцев, бывших на соборе в Никее, что в Вифинии, но! - да пребывает оный непреложен: и да предается анафеме всякая ересь, и именно: ересь евномиан, аномеев, ариан, или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан, и аполинариан». Канонинст Аристин толкует это правило, предельно коротко и ясно: «Твердо должна быть хранима никейская вера, а ереси должны подлежать анафеме». 5-е правило, того же Собора,  говорит следующее: «Относительно свитка западных: приемлем и сущих в Антиохии, исповедающих едино Божество Отца, и Сына и Святаго Духа». В сем правиле выражено отношение Святых отцов к Собору, собравшемуся в Сардике на рассуждение никейских определений. На этом Соборе, был исповедан Святый Символ никейских отцов, и анафематствованы все мыслящие противное. Кстати сказать, что 70 восточных епископов, не стали принимать участия в этом Соборе (за что и были осуждены) из-за своей нелюбви к святым Павлу Исповеднику и Афанасию Великому, также присутствовавших на Соборе. Поэтому решения Собора были подписаны только западными епископами. Отсюда возникло название «свиток западных». Так вот, как мы видим, Святые отцы II-го Вселенского собора не только не возражают против сего деяния Садикийского собора, но и похваляют присутствовавших на нем, как исповедников. 1-е правило VI-го Вселенского Собора заповедует «хранити неприкосновенну нововведениям и изменениям веру». «…Кратко рещи, постановляем, да вера всех в Церкви Божьей прославившихся мужей, которые были светилами в мире, содержа слово жизни, соблюдается твердо, и да пребывает до скончания века непоколебимо, вкупе с Богопреданными их писаниями и догматами. Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, яко врагов Истины - вотще скрежетавших на Бога, и усиливавших неправду на высоту вознести! Аще же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедает, но! - покушается идти против оных: тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному предупомянутыми Святыми и блаженными отцами, и от сословия Христианского, яко чуждый, да будет отлучен и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили, ниже прибавляти что-либо, ниже убавляти, и не могли никоим образом». И 2-е правило того же VI-го Вселенскаго Собора в пояснении Зонары «заповедует, чтобы вера и постановления всех святых отцев пребывали неизменны и тверды, - и вместе заповедует с любовью принимать писания их, и отвергать и предавать анафеме врагов истины. А кто не так мыслит и делает, думает и проповедует, тех подвергает наказанию и предает анафеме». И наконец, VII вселенский Собор скрепляет Божественныя правила принятые святыми апостолами и прежде бывшими вселенскими Соборами: «Божественныя правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостол, Святых труб Духа, и от шести Святых Вселенских Соборов, и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от Святых отец наших. Ибо все они, от единого и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем; а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению тех и мы отлучаем; кого же подвергают епетимии, тех и мы такожде подвергаем» (из 1-го правила сего Собора). Зонара на это правило: «Итак, отцы Собора говорят, что для удостоенных священнического достоинства составляют свидетельства Божественныя правила и ими установленное и определенное. Ибо свидетельствуют, как они должны жить и как управляться, а за нарушение их угрожают наказанием, которое и преду казывают. Правила служат для них руководством, потому что именно охраняют и упорядочивают их жизнь; ибо, таким образом, они совершают добродетели и благоугождают Богу; а более этого никто не может найти другого руководства». Авторитетный знаток церковного канона прп. Никон Черногорец в предисловии к «Пандектам» прямо говорит, что: «Аще же вопрошает тя кто: «Что приемлеши?» Глаголи ему приемлю вся Церковная Предания писанная и неписанная, объемля…» И по тексту ниже: «… подобне проклинаю и вся ереси, их же Соборная Церковь проклят, и соборы их - такожде, и всю мудрость их проклинаю!»

Допустим, что митрополита Корнилия оклеветали СМИ, опубликовав, как он утверждает, те высказывания, которых он не произносил. Допустим, что все его деяния в отношении еретиков были не так поняты. Но! - и тогда он должен был рассеять возникший соблазн среди народа церковного, и убедить их в своем Православии. В противном случае подлежит определению: «А иже аще соблазнит единаго малых сих верующих в мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей» (Мф., зач.74). Почему и следовало Корнилию на требования соборян не только проклясть еретиков, но и исповедать веру. Только в таком случае и мы могли бы с полной уверенностью судить о его вероисповедании. Именно так поступали Святые отцы в подобных случаях. Например, когда на VI-м Вселенском Соборе была представлена подложная хартия, в которой Собор просили не осуждать еретиков. Обвиненных в написании сей хартии клириков (хотя они утверждали, что это не их рук дело, и что они исповедуют только православное учение!) соборяне вместе с императором призвали письменно засвидетельствовать свою веру. Цитата: «Так как в нас возбуждено сомнение относительно вас хартиею, поданною Феодором, Боголюбезнейшим епископом Мелитинским: то вы не иначе удовлетворите нас, как представивши в следующее заседание письменныя изложения вашей веры, причем, вы должны основать на святых и неповрежденных изречениях Божиих». Что они беспрекословно и сделали на следующем заседании Собора. Как пишет подозреваемый Петр, епископ Никомидийский: «Так как ваш Богодухновенный и честный Собор хотел знать, как я содержу учение относительно нашей православной и непорочной христианской веры и о Домостроительстве воплощения великаго Бога и Спасителя нашего Исуса Христа, Сына Божия, одного от Святыя и Животворящия Троицы, то поэтому, составивши настоящее письменное истинное исповедание, подаю его вашему Святому вселенскому собору: оно содержит, как ниже изложено, следующее…» Далее епископ Петр не только исповедует свою веру и объясняет, как он лично понимает догматы веры, но! - в конце письма показывает, кого предает анафеме. И прочие подозреваемые также представили вместе с ним такие же изложения. Так же, не в пример Корнилию, наш святитель Григорий Нисский, когда был обвинен в том, что мыслит вопреки правой веры и принимает без испытания и рассуждения приходящих от ереси, составил «Послание не доверяющим православной его вере, по просьбе христиан Севастии написанное». В котором говорится: «Поэтому, чтобы ложь не восторжествовала над Истиной, мы в других писаниях представили достаточное оправдание в возводимых на нас обвинениях и утверждали, призывая в Свидетели Господа, что не отступали от веры Святых отцов и не сделали ничего без рассуждения и испытания относительно принятых в церковное общение из сборища Маркеллова. Но все сделали мы в согласии с православными братьями и сослужителями нашими на Востоке, которые поручили нам заняться делом этих людей и одобрили сделанное нами. Поскольку в то время, как мы письменно издали оную апологию, некоторые из единомысленных нам братьев опять потребовали, чтобы мы отдельно и собственными словами представили изложение веры, которое вполне убедило бы, что мы во всем следуем Богодухновенным Писаниям и преданию отцов, то мы признали нужным кратко рассудить и об этом». Далее святитель не только исповедует свою веру, но и анафематствует ересь, в которой его обвиняли. В такой же ситуации оказался Св. Василий Великий, когда некий Евстафий обвинил его за нововведения в учении о Святом Духе. Василий Великий 3 года не отвечал на эту клевету, надеясь, что Господь посрамит клеветников... Но! - когда увидел, что долгое молчание вызывает у его сподвижников соблазн, он пишет к ним письмо, в котором твердо показывает свое исповедание и проклинает несогласные с Православием мнения: «Ибо клевещут на меня, что делаю нововведение в учении о Духе Святом. Спросите же, что это за нововведение? Мы исповедуем, что сами приняли, а именно: что с Отцем и Сыном поставляется наряду Утешитель, а не причисляется к твари. Ибо уверовали мы в Отца и Сына и Святаго Духа, и крестились во имя Отца и Сына и Святаго Духа: почему Утешителя никогда не отлучаем от единения с Отцем и Сыном. Ибо Духом просвещаемый ум наш простирает взор к Сыну, и в Нем, как в Образе, созерцает Отца. Поэтому и имен не выдумываем сами от себя, но! - именуем Святым Духом и Утешителем, и не осмеливаемся отрицать должную Ему Славу! Вот наше исповедание во всей его Истине! Кто за сие обвиняет нас, тот пусть порицает; кто за это гонит нас, тот пусть гонит. А кто верит клеветам на нас, тот пусть готовится судиться с нами: «Господь близ - ни о чемже печемся!» /.../ Одинаково убегаю и проклинаю как нечестивых и страждущих Савеллиевым недугом, и защищающих Ариево учение. Если кто того же именует и Отцем и Сыном и Святым Духом и предполагает нечто единое многоименное, одну ипостась, означаемую тремя наименованиями, то я такового поставлю в один ряд с иудеями. А подобно сему, если кто говорит, что Сын по сущности не подобен Отцу, или если кто Духа Святаго низводит в тварь, то и его предаю проклятию и почитаю близким к языческому заблуждению» (см. Послание к подведомственным ему сподвижникам). Также - и преподобный Феодор Студит, будучи оклеветан, что принимает за православных еретиков-акефалов Варсануфия, Исаию и Дорофея, отвечал: «Да заградятся всякие уста, доносящие и клевещущие на нас! Мы - православные, хотя в других отношениях и грешные, блаженнейший, но! - в этом не позволяющие никакого отступления от апостольской веры: принимающие всякий истинно-признанный Собор Вселенский и поместный, с изложенными на них правилами: отвращающиеся от всякой ереси и еретика - и анафематствующие их: анафема Варсануфию, Исаии, Дорофею и Досифею, которые и преданы анафеме Святым Софронием! Если будет и еще кто-нибудь: с подобной ересью или другой - епископ ли, подвижник ли! - кто бы он ни был, да будет анафема! И кто своевременно и необходимо не станет предавать анафеме всякого еретика, да будет часть его с ними! Ибо мы чисты от всякого еретического мудрования, священнейшими молитвами твоими, Святейший» (см.: его письмо ко Льву, папе Римскому).

Приведенные свидетельства ясно показывают, что исповедание веры и проклятие ересей было всеобдержным учением Церкви, полученным от самого Господа нашего Исуса Христа и Его апостолов - учением, Свято-хранимым и исповедуемым Святыми отцами, более того - возведенным в церковный канон! Собор же в современной РПСЦ не стал обращаться к примерам Святых отцов, а поступил по своим мудрованиям! Не имея явных доказательств в православности митрополита, он - решил оправдать еретика и разделить его отступничество! Что же может оправдать современных маловеров, носящих только имя Христиан, после соборного попрания Церковного Предания?! Хочется привести еще один пример из истории нашей Церкви, ярко иллюстрирующий, какое место наш Церковный канон имел в сердцах наших предков. Дело происходило во времена Ефесского Собора, собранного в 431 году на потреблении несторианской ереси. Итак, после того, как на III-ем Вселенском Соборе Святые отцы соборно предали анафеме нечестивого Нестория, вестники торжественно разнесли весть об этом приговоре по всему городу, и не только на словах пересказывали, но! - и развешивали письменные объявления. Народ, с восхода солнца до самого вечера нетерпеливо ожидавший Соборного осуждения еретика, выразил епископам свою благодарность необычным образом: он с зажженными светильниками провожал их в домы, воскурял благовония, когда они проходили; криком и рукоплесканиями торжественно одобрял осуждение нечестивого человека. Немедленно было отправлено извещение о решениях Собора и императору. Блаженный Долмат, который 48 лет подвизался в монастыре, прервав общение с людьми, извещенный о случившемся гласом Божиим, вышел из монастыря и в сопровождении сонма архимадритов и монахов поспешно направился с пением псалмов к императору, что бы от него узнать о постановлениях Собора. Со светильниками и священными песнопениями собрались также пустынники; число народа было велико. В слух всем собравшимся в храме Святого Мокия было зачитано письмо ефесских отцов - все радовались! Раздавался клик народа: «Анафема Несторию!» Да-а, какой же контраст с нынешним апостасийным временем, когда митрополит и его последователи, отвергнув единственное целительное средство от еретической заразы, а именно соборное исповедание веры и проклятие ереси, предпочли уклониться в раздор, и поставить себя вне Церкви Христовой!

Игорь Важенин, январь-февраль 2008 г.